Кощей Бессмертный, но очень милый
«В детстве я мечтал быть летчиком. Наверное, прекрасно смотреть на мир с высоты…
Но здоровье меня подвело. Пошел в театральный, чтобы научиться играть кого угодно. И летчика. И капитана…», – рассказывает Ринат Гарифуллин, актер молодежного театра «Ангажемент».
2008-й стал для Рината дебютным годом, ведь раньше он играл в театре кукол и о новой сцене даже не думал. А сегодня работает в «Ангажементе». Репетирует спектакль «Последний каприз феи Абажур». На сцене чувствует себя уверенно. Молодой. Энергичный. Я смотрю и думаю: «Кто же скрывается за маской юного актера? О какой роли он мечтает? И верит ли Ринат в чудеса?»
Репетиция у Гарифуллина закончилась. Следующая не скоро. Мы отправляемся в гримерку. Садимся напротив друг друга. Кажется, Ринат стесняется. Но не проходит и минуты, как он начинает рассказывать, жестикулировать, смеяться.
– Был театральный набор в институт искусств и культуры, но я на него не успел. И я поступил в музыкальный колледж по классу баяна. И тут узнал, что объявляется набор на 2004-й учебный год. Бросил музыкальный, ушел с третьего курса. И побежал в институт искусств и культуры. Специальность – актер театра кукол. Я все-таки туда пошел. Мы слегка касались драмы. Косвенно проходили живой план. А к концу третьего курса у нас начались преддипломные спектакли в театре кукол. «Колобка» ставили, «Репку», «Царевну-лягушку»…
– Кого вы играли? Репку?
– В «Колобке» я был волком. Озвучивал ворону. В «Репке» играл пса… Так и получается, то пес, то волк! – смеется Ринат. – После окончания института приглашали в кукольный театр. Я в нем немного поработал. С интересными режиссерами. Они приезжали из Екатеринбурга, Нового Уренгоя… Но, на мой взгляд, в кукольном театре всетаки нельзя полностью самовыразиться. Приходится работать через куклу. Хотя в куклу тоже надо вкладывать душу, создавать образ…
– И вы решили пойти в «Ангажемент»?
– Однажды пришла ко мне моя однокурсница. Сказала: «Театру «Ангажемент» нужны молодые актеры. Хочешь попробовать?» Я растерялся. В живом плане не работал и думал: «Как это так?» И все-таки пришел. Прочитал несколько прозаических отрывков, стихотворений. И хотя я в этом сомневался, но меня взяли. Работаю в «Ангажементе» уже четвертый месяц. Сейчас трудимся над сказкой «Последний каприз феи Абажур». Это новогодняя премьера для детей. Думаю, школьного возраста…
– А у вас были любимые сказочные герои?
– Кощей Бессмертный! В нем сила есть. Кощей из какого-то другого мира. Помню, в «Царевне-лягушке» я именно его играл!
– Кого бы хотели сыграть в ближайшее время? И есть ли такая возможность?
– Возможности пока нет. Думаю, так и останется в моих мечтах сыграть Гринева из «Капитанской дочки» Пушкина. Но главное – мечта есть. А время покажет…
– Любой актер грезит стать режиссером…
– Нет. Это не мое. Мне нравится быть актером. Думать над образом, воссоздавать его.
– Как насчет попробовать себя в кино?
– Не думал об этом. Вижу себя в театре… А кино – это ведь совсем другое. Актер работает на камеру. Есть готовый персонаж. В театре же можно во время спектакля импровизировать, вносить что-то свое.
– Кто из актеров-современников вам ближе?
– Безусловно, Евгений Миронов. Недавно он открыл свой театр. К сожалению, я не был на его спектаклях. Но если приедет – обязательно пойду. Если будет возможность – пройти к нему, поговорить. Может, опытом поделится?
– Что думаете о российском кинематографе?
– Слишком мало поучительных фильмов, которые можно смотреть не один раз. Правда, есть одна картина потрясающая – «Остров» Павла Лунгина. Смотрел его уже пять раз и всегда что-то новое открываю. Последнее, что я смотрел – «12» Никиты Михалкова. Не в восторге. Хотя, как режиссер Михалков талантливый. Но его ранние фильмы намного лучше. Со стороны драматургии, актерской игры. А сейчас началась погоня за «Оскарами»…
– Если бы вы сами стали ставить спектакль, какую тему выбрали бы?
– Тему любви, конечно. Счастливой. Как бы назвал – не знаю… Наверное – «Любовь до гроба», «Любовь к близкому человеку»…
– Сколько времени вы отдаете театру?
– Бывает, очень много репетируем. Но это в радость. Помимо репетиций есть стационарные спектакли. Они могут начинаться во второй половине дня.
– Вы уже играли, когда множество детских глаз смотрят на вашего героя… Как это – выступать перед юным зрителем?
– Это здорово. Дети глядят доверчиво. В надежде, что их не обманут. И обманывать их нельзя. Дети – самый хороший зритель. От них такая энергия исходит! Сидят, гадают: «Что же будет дальше?» Когда я был маленький, тоже верил актерам. Плакал, если какой-то персонаж умирал. Но сейчас есть и такие ребята, которые думают: «Все, что на сцене, – обман». Сморят фильмы, где показывают насилие и убийства. Им спектакль не интересен. Поэтому детей надо с начала спектакля «схватывать». Эмоциями, теплотой, своей энергией.
– Видите себя только на тюменской сцене?
– Да. Ведь родился в Тюмени. И соглашусь с утверждением: «Где родился, там и пригодился»…
На этой ноте мы с Ринатом прощаемся. Но ненадолго. В новогодние праздники актер будет работать. Поэтому в любой момент его можно увидеть на сцене. Там, где он – как рыба в воде.
***
фото: Ринат Гарифуллин крупным планом; с партнершами во время репетиции