Тура судоходство не запрещала
Аномально теплая погода могла позволить Тюменскому речному порту работать до конца декабря.
Но навигацию остановили после ударивших холодов в середине осени. Руководство порта предположило, что повторится ситуация прошлых лет: Тура замерзнет, образуется толща льда, и суда ходить не смогут…
Природа в очередной раз преподнесла сюрприз. Может, високосный год решил: удивлять – так до конца. А может, сыграло роль глобальное потепление. Как бы то ни было, в декабре река не замерзла, по воде несутся лишь тоненькие ледышки – шуга, как их еще называют. А порт стоит, баржи и суда готовятся к зимовке, уже пригрелись у берега…
Вместе с Владимиром Кузнецовым, исполнительным директором речпорта, мы прогулялись по безлюдной территории. Владимир Борисович рассказывает:
– Сейчас ведутся в основном ремонтные работы, проверяется оборудование. Здесь мы подготовили площадку для приема бетонных плит с Урала. Всего ожидаем 84 тысячи тонн таких плит – это 20 тысяч штук. Весной, когда откроется навигация, направим их на Бованенковское месторождение на Ямале.
Перешагивая через рельсы, мы подошли к крутому берегу. Взглянули вниз и увидели расставленные две пассажирские бело-голубые «Москвы», два плавучих крана, пять длинных плавучих баржей… Всю зиму машины, привыкшие ходить по воде на огромные расстояния, пробудут здесь, у берега. Если погодные неожиданности не помешают, их укроет слоем снега…
Мы вспомнили, что именно на этих баржах перевозили первую буровую установку, собранную в Тюмени на судостроительном заводе. Владимир Борисович подтвердил:
– Да, на этих. Чтобы увезти одну буровую в ящиках, нужно шесть баржей. Весь груз плотно увязывался, под ящики укладывали пиломатериал для страховки. В следующем году продолжим отправлять установки, сразу после того, как они пройдут контрольную сборку на заводе…
Оказывается, столь тяжелый груз, как буровая, усадки баржи практически не дает. А вообще, при отправке грузов очень важно учитывать глубину реки. А она бывает разная: от семи метров до… восьмидесяти сантиметров. Под днищем обязательно должен быть десятисантиметровый запас – работникам речпорта приходится это все учитывать.
Владимир Кузнецов поделился: – Река у нас спокойная, неприятностей от нее, как правило, нет. Причем Тура, как мне показалось, стала значительно чище. И не только ее дно, с которого подняли много тонн затонувшего железа. Даже вода какая-то более прозрачная…
В тюменский порт приходят грузы, в основном, с Урала. Продолжают путь на север, иногда задерживаются в Тюмени. Задерживаются из-за… кризиса. Владимир Борисович указал на сваленный в кучу металлолом:
– Сейчас его невыгодно сдавать. Раньше тонна стоила 7,5 тысяч рублей за тонну, сейчас – тысячу. А как быть с затратами на сбор металлолома, на его транспортировку? Люди буквально в трансе, они ведь и кредиты брали для своего бизнеса… Я выделил место на территории
порта, сдал его в аренду. Пусть лом полежит до весны, глядишь, потом подорожает.
Кризис внес неприятные коррективы в работу порта. Бывает, что груз поставлен, а выплаты задерживаются либо заказчиком, либо банком. Правда, сейчас есть возможность переждать. Зимой работы меньше, а там, возможно, с весной и ситуация изменится в лучшую сторону…
***
фото: башенные краны в порту замерли;рабочий Юрий Удалов ремонтирует грейферный ковш;суда ждут весны