В клетке с Портосом
12 декабря тюменцы познакомятся с артистами Московского цирка. А те, в свою очередь, подарят нам программу «Львы Африки». На арене появятся семь львов и одна львица. Самые смелые зрители смогут войти в клетку и даже покормить хищника.
Московский цирк даст только 20 представлений. Но первое представление – знакомство – мы уже посетили.
Вчера в цирке прошла пресс-конференция с народным артистом, лауреатом премии цирка Николаем Сквирским, его дочерью Надеждой и… львом Портосом. После конференции журналистам выпала возможность попасть в клетку. И не только постоять рядом со львом, но и угостить его мясом…
Первыми из журналистов в клетку к Портосу вошли корреспонденты «Тюменского курьера» Наталья Перминова и Виктория Ющенко.
– До вас в клетку со львами заходили: шейхи, министры, сенаторы… Это не опаснейший аттракцион. А если б таковым являлся – мы бы не рисковали, – говорит Николай Яковлевич Сквирский.
Журналисты сидят на первых рядах под куполом цирка. Слева – синяя клетка. В ней – лев. Он глядит на гостей, зевает и урчит.
Сквирский представляет нам свою дочь – Надежду. Она работает с отцом с 2000-го года. В аттракционе со львами и не думала участвовать, так распорядился случай… Сегодня отец и дочь рассказывают нам о «вредных и упрямых, но ужасно интересных» хищниках. Львы, по мнению Сквирского, сложно поддаются дрессировке, но нет ничего невозможного…
Короли с гривой
Давайте вместе послушаем Николая Яковлевича? Узнаем о львах. Тиграх. И творческой жизни дрессировщика.
– В Тюмени я не впервые. Ровно 38 лет назад приезжал сюда в качестве акробата. В вашем цирке особая аура. Зритель – взыскательный, но всегда доброжелательный. Что сказать об аттракционе? Участвуют только львы. Во всем мире, в основном, дрессировщики работают с тиграми. Львы, как правило, для антуража. С ними сложнее справляться. Знаете, чем они отличаются от тигров? Жизнь львов – это отдых. Для тигров – это движение. И если львы могут бездействовать до 22 часов в сутки, то тигры такого не вынесут.
Сквирский говорит и смотрит на клетку. Там – лев Портос. Ему уже десять лет, и он считается одним из лучших артистов программы.
– Заставить льва что-либо исполнить – тяжело. Нужны время и терпение. У каждого животного свой характер. Среди львов тоже встречаются и откровенные сволочи, и те, кто охотно идет на контакт. Все разные. Главное – человеческий подход к животному. Они ведь все понимают. Многие люди считают, что в неволе хищники живут меньше. Это не так. В зоопарке они живут дольше, чем в природе. А в цирке больше, чем в зоопарке. Один наш лев благополучно дожил до 22 лет.
Сквирский рассказывает о животных воодушевленно, и возникает желание побыстрее войти в клетку, но… слушаем дальше.
– Львы нападают вместе. Поэтому, если дрессировщик попал в немилость – ему лучше бежать. Прыжок льва – 12 метров. Сила удара хвоста – около 250 кг. Бег – 54 км в час. В общем, не убежишь! Укус или царапина от льва – сто процентов заражения крови, так как на когтях животного есть трупный яд… Но в нашем аттракционе нет цели напугать, шокировать. Цель – показать результат того, как гармонично и спокойно человек и лев могут общаться. Без угрозы. Думаю, что такой аттракцион рассчитан на интеллектуальных людей.
Не знаю, насколько мы интеллектуальные, но любопытные – это точно. Портос закружил в клетке, и журналисты принялись обсуждать: «Наверное, лев нас считает?», «Может он устал сидеть?», «Кто войдет в клетку со львом?»
– Можем ли мы войти в клетку прямо сейчас?
– Конечно, только по очереди, – говорит Николай Сквирский.
Зубастый и приветливый
Заходим в клетку. Портос сидит спокойно. Сквирский с нами, поэтому ни страха, ни мурашек на спине нет. Внутри – только гипнотическое восхищение животным. Большие желто-коричневые глаза. Аккуратная, словно шелковая грива. На кончике хвоста забавная черная кисточка. Даю льву мясо. Вижу, как открывается громадная пасть. Длинный розовый язык и зубы хватают мясо. Портос доволен. Облизывается…
– Как у тебя настроение? Готов выступать?
Лев кивает головой и глядит мне в глаза. Снова облизывается. Начинает что-то мурлыкать. Хвост при этом качается из стороны в сторону.
– Портос, ты ведь у нас красавец?
Хищник трясет гривой. Не понимаю, согласен он или нет. Отвечаю за него – красавец, а еще умник. Потому что сидит смирно и даже кокетничает…
Выходим из клетки. Нас сменяют другие желающие. И хочется вновь выстроиться в очередь, чтобы еще раз покормить льва. Страшного в этом ничего нет. А вот ощущения незабываемые.
Пока журналисты знакомятся с Портосом, мы подходим к Надежде Сквирской.
– Какие у вас были ощущения, когда вы впервые оказались со львом?
– Папа сказал – надо. Так я в клетке со львами и очутилась. Незабываемые чувства тогда испытала. Думала, что буду долго привыкать, но быстро освоилась… Помню, было два льва, Артур и Портос, и львица Атя. Самые талантливые, на мой взгляд. Зашла в клетку, взяла мясо. Думала: «Как же льву в рот попасть?» Они же еще любят лапами играть. Я к Ате подошла, а та у нас огромная такая! Решила поздороваться со мной – ударила по плечу. Я сразу поняла: лев – животное сильное. Но рациональное. Поэтому я не пострадала. Потому что Атя силу рассчитала, – смеется Надежда.
– Есть у вас среди львов фаворит?
– Да, это Сура. Наверное, и я его любимица. Сама не знаю, как такие отношения сложились. Когда к нам привезли львят, он был настолько ручной. Не хотел пить молоко. И я набирала молоко в ладони, а он лакал, – когда Надежда говорит о Суре, кажется, она не только вспоминает моменты его детства, но даже чувствует этот шершавый розовый язык на своих ладонях…
Когда люди с такой нежностью говорят о больших, зубастых животных, понимаешь – здесь есть гармония и понимание. Ведь человек может быть настоящим другом для африканского хищника.
***
фото: Портос и Наталья Перминова;милый Портос;народный артист России Николай Сквирский