X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Мост через Туру

11 декабря 1908 года состоялось очередное, 29-е собрание городской Думы.

Среди прочих вопросов в повестку дня было заявлено ходатайство жителей Заречной части города о постройке постоянного моста через Туру. Надо сказать, что этот вопрос был головной болью и для городских властей, и для большей части тюменцев. Исторически сложилось так, что Тюмень расположилась на двух берегах Туры. Заречная часть была отрезана от остального города рекой, особенно остро это чувствовалось во время весеннего разлива.

(В качестве исторической справки сообщим, что до XVIII века сообщение между районами города осуществлялось перевозами. В связи с тем, что перевоз через Туру являлся частью стратегической дороги на Тобольск, в конце XVIII века построили наплавной мост, как тогда говорили «плаучий», состоявший из скрепленных между собой плотов, которые разводились в определенное время для пропуска барж и судов. Весной 1826 года обветшавший мост не выдержал большого разлива Туры, и его пришлось возводить заново. Содержание моста дорого обходилось городской казне. Еще в июне 1832 года в Тюмень поступило распоряжение министра внутренних дел о «доставлении сведений об устроении мостов взамен перевозов и учреждения сбора с проезжающих по таксам». После долгих рассуждений тогда гласными было признано, что «плаучий мост через реку Туру устроить постоянным порядком взамен перевоза действительно невозможно»).

Шли годы, увеличивалось население, расширялась городская территория, возрастали торговые обороты и размеры плавающих средств – а створы разводного моста оставались прежними. С ростом объемов торговли мостовые ворота теперь должны были открываться каждый день, что еще больше увеличивало городские расходы, так как увеличивалась и численность тех, кто обслуживал мост.

В правилах эксплуатации моста власти вынуждены были указать, что из соображений безопасности большие плоты, сплавлявшие лес, дрова и барки с известью, необходимо расшивать на мелкие плоты. Капитанам пароходов предписали проходить через разводную часть моста «тихим ходом». Все это вызывало неудобства. Но больше всего страдали горожане, в какой бы части города они ни проживали.

Отсутствие постоянного моста особенно чувствовалось весной и осенью. Из-за гололедицы и крутизны спуска к наплавному мосту падали не только люди, но и повозки с лошадьми. Весной же и вовсе сообщение с Заречной частью иногда прекращалось на полтора месяца.

Из сведений, имевшихся в городской управе, следовало, что еще в январе 1901 года жители Заречной части обратились в Думу с просьбой «ныне же озаботиться составлением проекта моста через Туру». Сложность гидротехнического сооружения требовала больших финансовых затрат, поэтому они заявили о готовности принять участие в его сооружении. Под заявлением стояло полтора десятка подписей, в числе которых значились и фамилии владельцев кожевенных заводов Колмогорова, Кругляшова, Решетникова, Шувалова.

Однако средств на сооружение моста в городской казне не было и в ближайшее время не предвиделось.

И вот тема вновь была поднята на заседании 11 декабря 1908 года.

От имени жителей Заречной части сообщение было поручено сделать гласному И.Е. Решетникову. Затем выступил представитель управы П.К. Кудряшев, заведовавший городской кассой. Он сообщил, что «никакой возможности на городские средства выполнить в ближайшем будущем сооружение моста… нет». Также управа доложила, что наплавной мост пришел в ветхость, и по составленной городским архитектором смете на капитальный ремонт потребуется 2340 рублей.

Вопрос требовал безотлагательного решения. В очередной раз гласные решили обратиться к городскому голове А.И. Текутьеву и просить его не отказать «в своем содействии и помощи постройкой моста на личные средства, с тем, чтобы город был ему обязан ежегодной уплатой суммы, израсходованной им на постройку». Также гласные предложили открыть добровольную подписку на строительство моста.

Выслушав и обсудив поступившие заявления и предложения, гласные поручили управе собрать все сведения о стоимости нового моста. Для детальной разработки вопроса избрали комиссию.

А что было дальше? Об этом – в своем время… когда гласные соберутся снова.

Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта