ФАС говорит «фу!» рекламе в автобусах
Антимонопольная служба в 2008 году возбудила 67 дел о нарушениях рекламного законодательства. Штрафами на общую сумму 1 355 500 рублей наказаны 46 тюменских организаций.
Число выявленных нарушителей растет. Цифры несравнимы – три года назад ФАС занимался всего шестью делами в год.
«Возмущенные неправомерной рекламой горожане стали звонить и писать нам значительно чаще, – говорит Ирина Поткина, заместитель руководителя тюменского управления ФАС России. – Практика плановых проверок выполнения рекламного законодательства дает хороший результат».
В этом году не выявлено нарушений в рекламе азартных игр, но в сфере риэлтерских, финансовых услуг, торговли алкоголем и сигаретами – незаконная реклама процветает.
Лидируют в этом печальном рейтинге строители и посредники, привлекающие деньги дольщиков (ФАС инициировала 29 таких дел). Согласно федеральному закону «О рекламе», одновременно с пропагандой «долевки» они должны размещать информацию о месте и способах получения проектной декларации строительства. А если упоминаются кредитные услуги – регламентировать не одно, а все условия их оказания, с обязательным упоминанием банка-партнера. Но о чем говорить, если даже рекламные агентства и СМИ Тюмени допускают эти досадные ошибки повсеместно! В итоге все промахи и недомолвки недобросовестных рекламистов заказчик оплачивает из своего кошелька.
Реклама оказывается вне закона, когда упоминаются цены на товар в условных единицах, упоминаются бранные слова и непристойные образы… Соблюдать эти требования несложно, даже не зная закона – они продиктованы элементарной человеческой моралью и этикой. Если живешь в России – будь добр говорить о ценах в рублях, не вывешивать «голых теток» на баннере у школы, усиливая эффект сортирными двусмысленными надписями.
Однако подобные провокационные щиты все же продолжают появляться то тут, то там. В частности, за близость к банальной матерщине получили нагоняй три организации; «уехали» с городских улиц и рекламные баннеры с буквами «у. е.».
В декабре должна, наконец, исчезнуть реклама из автобусов. Точнее, она должна перестать быть такой навязчивой.
«Когда вы находитесь в замкнутом пространстве и не имеете возможности ни покинуть его, ни выключить изображение и звук, а вам что-то предлагают купить – это прямое нарушение прав граждан сделать выбор, смотреть на это или не смотреть, – объясняет Ирина Поткина. – Реклама не может быть никому навязана насильно. И если это монитор в автобусе, то рекламные заставки должны показываться хотя бы без звука».
Затяжной судебный процесс между тюменскими антимонопольщиками и автобусными рекламистами должен завершиться в декабре. И, скорее всего, не в пользу последних.
***
фото: Ирина Поткина