Незавидная участь «Бурана»
15 ноября 1988 года совершил свой первый и последний полет на орбиту советский космический корабль многоразового пользования «Буран».
Лишь двадцать лет спустя появилась возможность подробно рассказать об отечественном космическом «челноке», к созданию оборудования для которого приложили руку и некоторые предприятия нашего города.
Постановление Совета Министров СССР N 132-51 о создании аналога американской космической системы «Спейс-Шатл» вышло в свет 17 февраля 1976 года.
Наш орбитальный космический комплекс состоял из ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля, впервые созданного по самолетной схеме. Первоначально он назывался «Байкал», а затем стал «Бураном» с легкой руки космонавта N 2 Германа Титова.
В документах НПО «Молния» «Байкал»-«Буран» значился, как «изделие 11ф35». Оно имело длину 36 м, высоту 16 м, а размах крыльев – 24 м. Грузоподъемность нового корабля достигала 30 тонн, а в цельносварной кабине мог разместиться экипаж из девяти человек. Корпуса кораблей строились в Подмосковье, а начинка для них создавалась во всех уголках тогда еще единого Союза: от Ташкента до Тюмени.
Для старта гигантской машины на Байконуре построили специальный «причал». Для этой цели использовались элементы так и не осуществленной в СССР программы пилотируемых полетов на Луну.
Первая серия из трех «Буранов» начала строиться в 1983-м. Для подготовки полета на принципиально новом корабле в Центре подготовки космонавтов сформировали специальную группу из летчиков-испытателей во главе с Игорем Волком.
Появились и мини-«Бураны». На них выполнили 24 полета. Затем настал черед испытаний настоящего корабля с треугольными самолетными крыльями. Его впервые подняли в небо Игорь Волк и Римас Станкявичус. Затем наступил черед еще четырех экипажей испытателей.
В период летных испытаний пилоты совершили на «Буране» 16 взлетов и посадок. Они прошли успешно. Оборудование корабля, в том числе и тюменские его элементы, действовало как часы.
Первый полет на орбиту в беспилотном варианте наметили на 29 октября 1988 года. Однако на ракете-носителе обнаружились неполадки. Полет отложили.
Он состоялся 15 ноября 1988 года и длился 205 минут. Совершив два витка вокруг Земли, «Буран» благополучно приземлился на четырехкилометровую взлетно-посадочную полосу Байконура.
Спуск корабля с орбиты контролировал летчик-испытатель Магомед Толбоев на МИГ25СОТН. Посадка «Бурана» прошла в штатном режиме.
Несмотря на успех, «Буран» так и не поднялся в космос с экипажем на борту. После распада СССР кризис коснулся и космической отрасли. «Буран-1»-«космонавт» погиб под обломками ангара во время аварии на Байконуре. Второй образец стал экспонатом столичного парка культуры и отдыха. Сейчас лишь один «Буран» сохранил свой первоначальный облик. В «законсервированном» виде он находится в распоряжении НПО «Молния» в подмосковном Тушино.