X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Парфенов, житель Севера

Как будто ничего не изменилось. Снова наш знаменитый турнир на призы Владимира Чебоксарова. И снова он, Николай Парфенов, у кромки ковра. Отец и тренер.

А между тем, два года назад он уехал на Север. Помнится, когда-то мне об этом сказал – с видимым сожалением – сам Чебоксаров: мол, жалко Колю отпускать, но он сам сделал выбор…

Парфенов уехал – но не исчез, не скрылся за горизонтом: мир спортивный тесен, полон событий, и люди в нем неустанно колесят и постоянно пересекаются.

Вот и мы с Николаем Алексеевичем «пересеклись» в прошлую субботу. Я к тому времени постарался освежить в памяти ту информацию, что относится к его золотым 80-м годам, когда Парфенов блистал на ковре в самой легкой весовой категории. Мастер спорта международного класса. Победитель состязаний за Кубок СССР в 1985-м и 1987-м. Бронзовый призер чемпионатов страны в 1984-м и 1987-м.

В своей борцовской жизни он был «мухачом». Такие миниатюрные ребята, чаще всего любимцы среди своих – к ним относятся покровительственно, порой чуточку насмешливо, особенно громадные парни-«тяжи». Но не все имеют такую стать, как Николай Балбошин или, скажем, Александр Меньщиков. Кто-то должен представлять страну и в самых первых весовых категориях. А мастерство и счастье победы не зависят от килограммов (если только не иметь в виду тот злосчастный лишний вес, который атлетам приходится нещадно выпаривать в бане).

Он, Парфенов, остался в борьбе. В любимом деле, которым продолжает заниматься – теперь, думаю, даже больше, потому что Север (знаю по себе) располагает к спокойной и большой работе. Меньше суеты и больше времени для этого, почти ничто не отвлекает…

Парфенов уехал в Тарко-Сале без семьи. Не самый идеальный вариант, но так было надо: ктото должен присматривать в Тюмени за тремя сыновьями и заботиться о них. Двое старших – студенты, Алексей и Павел. А вот младший, Семен, – школьник. «Родился в 1996-м», – уточняет отец. (Я, кстати, подметил, что, говоря о возрасте сыновей, Николай Алексеевич использует типичную формулу тренеров – называет не полное количество лет, а год рождения… Впрочем, это так, к слову).

На Севере его все устраивает. ДЮСШ в Тарко-Сале имеет добрые традиции, учеников хватает, ни о какой скуке не может быть и речи… Правда, о своем свободном времени Парфенов говорил чрезвычайно скупо. Я вспомнил, как собирал грибы почти у самого дома, когда жил в Когалыме – и сразу: «А как с белыми в Тарко-Сале?» Николай Алексеевич тему не стал развивать: «Белые, знаю, там есть, но как-то не до них…»

Что ж, он не сидит на месте – поездок хватает. Вот и сюда, домой, прилетел вместе с директором ДЮСШ Олегом Дюшко, тоже в прошлом борцом. Привезли тринадцать. «Вчера, в первый день турнира, у нас была бронза – Олег Зоина в категории 66 килограммов… После Тюмени ребята едут в Пермь на первенство России в своих возрастных группах. Я, правда, не с ними – возвращаюсь на Север…»

Он остался тренером своих сыновей – это не слишком удивительно, если опять-таки вспомнить специфику этого вида спорта. Ребята уже кое-что умеют, взрослые (Алексей учится в Нефтегазе, Павел – в ТГУ). Отец дает им план, который одновременно является своеобразной работой над ошибками прошлых турниров. Вот вам четкие ориентиры, действуйте! И они – действуют.

Павел на этом турнире дошел до четвертьфинала. «Попал на Сергея Попрушко, занявшего первое место. А потом уступил борцу из Башкирии, мастеру спорта международного класса… Но тем, как боролся Паша, я доволен. Он моложе этих ребят. И он только что перешел в эту весовую категорию».

А вот Алексей очередной чебоксаровский турнир пропустил («у него травма плеча, пока не борется»).

Кстати, юный Сема Парфенов тоже осваивает греко-римскую борьбу, так что со временем отцу придется писать дополнительные планы. Думаю, он с этим справится: своя ноша, как известно, не тянет…

Я, конечно, задал и «провокационный» вопрос: не зовут ли обратно в Тюмень? Тут тоже Парфенов нужен.

Николай Алексеевич пожал плечами: если бы были достойные условия… Говорить об этом дальше мы не стали. Отцы семейств часто уезжают на Север, чтобы лучше заботиться о своих близких. Чтобы получать достойную зарплату… И кто посмеет бросить камень в уехавшего? Святая, святая доля.

И, когда, расставаясь, мы пожимали друг другу руки, я загадал желание: увидеть Николая Парфенова (пусть по телевизору, я согласен) на чемпионате мира. С одним из своих учеников. Снова у заветного круга ковра. Снова в деле, любимом и не позволяющем уставать от него.

***
фото: Николай Парфенов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта