Большой педсовет
Что сделает нашу страну такой, какой она должна стать в XXI веке, какой нам хотелось бы ее видеть? Ответ достаточно прост и однозначен – образование.
Эти люди, которых вы видите на снимках, – губернатор, чиновники разного уровня, главы сельских территорий, – вчера думали как раз над этим. Над тем, как сделать систему образования эффективной и современной, как заполнить пробелы в знаниях нынешней молодежи, как воспитать людей умных, а значит сильных?
Найти ответы на эти трудные вопросы и пытались участники большого совета, который возглавил губернатор Владимир Якушев. Низкое качество образования – барьер, который оставил прошлый век на пути к веку новому. С этим можно соглашаться или не соглашаться, признавать или не признавать, но ведь каждый из присутствовавших на совете – чей-то отец, чьи-то мать, бабушка, дедушка. Поэтому проблема имеет для них не только общественное, но и глубоко личное значение.
Реализация национального проекта «Образование» идет полным ходом, однако есть проблемы, которые пока не удалось решить. Одна из них: не удается убедить молодых педагогов работать в сельских и деревенских школах.
– Мы решили пойти другим путем, – сказал первый заместитель директора областного департамента образования и науки Игорь Шишкин, – убеждать молодежь после учебы возвращаться в родную деревню. Мы начали работать с девятиклассниками, проводим для них уроки профориентации, доказываем, что в деревне тоже можно успешно жить и работать.
Губернатора, впрочем, интересовала не только ситуация в сельских школах, но и на сельскохозяйственных предприятиях.
– Вас качество образования работников удовлетворяет? – спросил он. – Только по-честному!
Шишкин признался, что с высококлассным оборудованием на селе обращаться умеют немногие.
– Мы отправляем работников на обучение, на стажировки в Тюмень, – уточнил он.
Конечно, в Тюмени проблемы с нехваткой педагогов тоже существуют. Правда, проблемы эти отличаются от деревенских. Директор областного департамента образования и науки Ирина Лысакова заверила участников собрания в том, что педагогов предпенсионного возраста в тюменских школах сегодня не более 12 процентов. Директора сами справляются с набором новых учителей, смена состава происходит плавно. Но дефицит учителей все же есть. Не хватает, прежде всего, тех, кто должен работать с «особыми» детьми.
– Почти десять тысяч ребят в области имеют ограниченные физические возможности, – рассказала Лысакова. – Есть ребята с тяжелыми нарушениями речи, умственно отсталые, слабовидящие, слабослышащие, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата… Для них – специальные образовательные и дошкольные учреждения. В школах работают и коррекционные классы.
Но, по словам Ирины Николаевны, практика показала, что ребятам, которые не страдают сильными формами вышеперечисленных заболеваний, лучше учиться в общеобразовательных школах, в классах со здоровыми ребятами.
– Они должны уметь адаптироваться в мире, понять, что ничем не хуже других, – сказала директор департамента. – Но для этого школы должны принять на работу специальных педагогов, которые знают, как помочь этим детям. Пока же мы не можем набрать достаточного числа таких учителей.
У ректора института развития регионального образования Ольги Ройтблат дефицита педагогов нет. Правда, в ее случае педагоги выступают, скорее, в качестве учеников.
– В 2007 году Тюменская область и ТОГИРРО стали консультантами для 24 других регионов в сфере комплексной модернизации системы образования, – рассказала Ольга Владимировна.
Специалисты ТОГИРРО выезжали в разные города – учить директоров школ, как улучшить качественный состав педагогических кадров, как повысить уровень знаний выпускников школ, объяснить, как внедряется в практику нормативно подушевое финансирование. Словом, чтобы стало понятно, что означает модное сегодня слово «инновации».
– Я слышал отзывы от глав других регионов о вашей работе, – заметил губернатор. – Педагоги и директора после ваших уроков действительно начинают понимать, что делать, чтобы не отстать от прогресса. Спасибо вам за работу.
В следующем году ТОГИРРО продолжит свою работу в этом направлении, учиться к Ройтблат и ее коллегам приедут директора и педагоги уже не из 24 регионов страны, а из 33-х.
… В перерыве участники совещания продолжали обсуждать «больные» темы системы образования. В коридоре слышались возгласы: «Здесь нужно еще подумать!», «Необходимо заполнить этот пробел…»
Большой педсовет продолжался…
***
фото: Владимир Якушев;Александр Желтоухов;Валентин Вторушин и Михаил Шарашин;Ольга Ройтблат;Виктор Рейн и Андрей Линник;Юрий Свяцкевич;Игорь Шишкин;Павел Креков;Зуфар Ахтариев