X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Реабилитированные улицы

После состоявшегося в феврале 1956 года XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, в Тюмени переименовали несколько улиц.

Милитаризованное сознание

Первоначально эта улица называлась Солдатской. Здесь у выхода на Сибирский тракт находилось деревянное двухэтажное здание военного присутствия, ставшее после сентября 1919 года военным комиссариатом. С этого места уходили тюменцы на многочисленные войны – сколько их было в истории нашего многострадального Отечества: Отечественная 1812-го с Наполеоном, Крымская, русско-турецкие, русско-японская 1904-1905 годов, Первая мировая 1914-го, Гражданская, советско-финляндская 1939-1940 годов…

Отсюда в Великую Отечественную ушли на фронт свыше 15 тысяч жителей Тюмени и ее окрестностей, из которых около семи тысяч не возвратились…

О феномене милитаризованного сознания нации написано немного, но именно он являлся той психологической доминантой, по которой сверяло свою жизнь несколько поколений жителей Российской империи и Советского Союза. Милитаризованное сознание определяется формулой: «армия есть мобилизованный народ, а народ – отдыхающая армия». Образ врага, каждый раз нового (французы, турки, англичане, японцы, немцы, белогвардейцы, поляки, финны…) и каждый раз более опасного, чем предыдущий, подобно маслу, смазывает шестеренки военного механизма, заставляя население страны постоянно жить ощущением войны, явной или скрытой.

Слово «солдат» (от итальянского soldo – монета, жалование) означает первичное, младшее воинское звание в армиях многих государств. Впервые название «солдат» появилось в XV веке в Италии, где так называли воинов-наемников, получавших жалование за военную службу. В России оно получило распространение в полках «нового строя» армии императора Петра I и существовало до 1917 года. С созданием Красной армии ее рядовые бойцы стали называться красноармейцами. В Советской армии категория солдат введена в июле 1946 года.

В русском языке слово «солдат» используется в более широком смысле: как воин, военный человек в любом звании – возрасте (ветеран – старый солдат).

Такое характерное название улицы в нашем городе надо было сохранить. Тем более что в начале XX военное присутствие Тюмени возглавлял подполковник Владимир Яковлевич Куйбышев – отец будущего члена Политбюро ЦК ВКП(б), ЦИК СССР, первого заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР (тогдашнего советского правительства) Валериана Владимировича Куйбышева. Он родился в 1888 году в Омске, окончил там кадетский корпус и поступил в 1905-м в Петербургскую военно-медицинскую академию. Тогда же увлекся революционной борьбой с царизмом: восемь раз арестовывался, семь лет провел в тюрьмах и ссылках, дважды бежал. После революции 1917-го возглавил в Самаре совет рабочих депутатов и комитет большевиков. В годы Гражданской войны – политкомиссар и член Реввоенсоветов красных армий Восточного фронта, выбивших белых из Симбирска (сейчас Ульяновск) и Самары. Внес значительный вклад в осуществление индустриализации страны.

Как вспоминал Анастас Микоян: «… Куйбышев отдавал делу рабочего класса всего себя без остатка в роли солдата революции, как сам себя называл».

Кадровым военным стал его младший брат Николай Владимирович (р. 1893). Капитан старой армии, он добровольно перешел на сторону советской власти. Отличился во время Гражданской войны, командуя бригадой и дивизией, награжден тремя орденами Красного Знамени.

Их отец умер в Тюмени и похоронен на Текутьевском кладбище. Братья приезжали в 1928 году, когда Куйбышев-младший командовал войсками Сибирского военного округа. Бывали они и в здании городского военкомата на улице Солдатской.

Через год Николая Владимировича перевели в резерв РККА – в комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), где он возглавил группу по военно-морским делам.

Тогда же тюменское городское начальство «прогнулось» перед областным (наш край входил в состав Уральской области с центром в Свердловске) и переименовало Солдатскую в улицу Шверника, секретаря Уральского обкома ВКП (б).

Зря старались, потому что в 1930 году Николая Михайловича Шверника перевели с партийной работы на профсоюзную. Хотя профсоюзы называли «приводным ремнями» партии и «школой коммунизма», но на политической сцене страны они играли как в сталинский период, так и позже декоративную роль. Как «организатор борьбы трудящихся за свои права», Шверник был в советской политической и государственной иерархии фигурой второстепенной, не выходил ни разу на первые места и не пользовался особой популярностью.

Поэтому послушный наместник Сталина в профсоюзной вотчине благополучно пережил репрессии 30-40-х годов. В отличие от Куйбышева-младшего, которого в июне 1937-го срочно отозвали из КПК, присвоили звание комкора (соответствовало генерал-лейтенанту), назначили командующим войсками Закавказского военного округа, а 2 февраля следующего года арестовали и после непродолжительного следствия расстреляли. Скорее всего, такая же трагическая участь постигла бы и старшего брата. Но он в 1935 году умер при невыясненных обстоятельствах (потом в смерти Валериана, Максима Горького, Вячеслава Менжинского обвинили «врагов народа» – троцкистов). Самару переименовали в Куйбышев (сейчас город, как прежде, называется Самара). Имя Куйбышева носят города в Татарстане, Новосибирской области, мыс в Карском и залив в Охотском морях, площади и улицы во многих городах, включая Тюмень…

Назначение Шверника в 1946 году Председателем Президиума Верховного Совета СССР (по общемировым стандартам – президентом страны) не прибавило ему авторитета.

Юрий Андреевич Королев, проработавший более сорока лет в аппарате высшего органа государства (если судить по Конституции), в своих мемуарах «Кремлевский советник» утверждал: «… В народе Шверника никто толком не знал. Может, потому что никогда он не выделялся из среды незаметных, а, может, потому, что сменил на посту непритязательного, но известного всеми Михаила Ивановича Калинина, в которого народ еще верил, к кому обращались за помощью, к кому шли ходоки со всей страны».

В марте 1919 года, после смерти Председателя ВЦИК Свердлова, Калинин по предложению Ленина был избран на пост официального главы государства. Вскоре он отправился в поездку по России, выступая порой по четыре-пять раз в день, встречаясь с самыми разными людьми, вникая во множество дел на местах. Бывал он и в Тюмени, о чем свидетельствовала мемориальная доска на стене железнодорожного вокзала.

Сегодня, после того, что мы узнали о прошлом, трудно не признать за «всесоюзным старостой» Калининым значительной доли вины в укреплении сталинизма. Подпись Калинина стоит под самыми жестокими нормативными актами. Это так называемый закон о колосках, когда за кражу горсти зерна людей отправляли в лагеря на долгие годы. Это постановление о паспортной системе, превратившей жителей села в крепостных. Это указ от 1 декабря 1934 года «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», ставший основой внесудебных расправ других карательных мер: уголовная ответственность детей с 12 лет, уголовные наказания за прогул, опоздание, самовольный уход с работы…

От репрессий пострадала и семья самого Калинина. Просидела 15 лет в лагерях его жена. Арестовали его зятя, при запутанных обстоятельствах застрелился сын. Безвольный и деморализованный президент был просто видимостью власти в государстве беззакония. Неудивительно, что во время встречи с жителями Мурманска он сказал: «Ничего у меня не просите, я человек безвластный. Обращайтесь к Молотову».

Между тем, тюменцы по-прежнему называют жилой массив за железнодорожными путями поселком Калинина (чаще просто «Калинкой»), где расположена и улица его имени. В Тюмени есть Калининский административный округ, но это название сегодня имеет больше территориальный, чем персональный характер.

Продолжение следует.

***
фото: улица Немцова, бывшая Солдатская

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта