Времена не выбирают
Начну с банального: «Для каждого поцелуя нужно, как минимум, две головы». Это сказал спутник Дон Кихота – Санчо Панса, когда его назначили судьей.
Во вчерашнем послании губернатора Якушева областной Думе «О положении дел в области» было достаточно много моментов, обязательных для документов такого ранга. Но в то же время прозвучало и немало требующего серьезного размышления.
Вот несколько цитат. «Только человек… является силой, создающей и меняющей наш мир…», «Люди – не ангелы, сотканные из одного лишь света, но и не скоты, которых следует загонять в стойло» (цитируется В.Г. Короленко), «Люди должны иметь возможность сами обустроить свою жизнь…»
Но отчего я ощущаю некоторую настороженность, повторяя их? Не верю сказанному? Напротив, это прозвучало искренне.
Мне думается, что проблема в другом. В нас самих.
Помню, как в начале 90-х годов немало земляков бросилось в фермеры: брали землю, кредиты, покупали машины… Мне приходилось с ними разговаривать и позднее, отчаявшимися, разбившими себе лбы о чиновничьи бастионы, о непонимание и враждебность односельчан, о поборы в каждой инстанции.
Призыв к самостоятельности, к творчеству, к строительству собственной судьбы – не запоздал ли он? Не выгорело ли желание свободы? Остались ли еще эти самодостаточные люди в столь большом числе, чтобы что-то изменить?
Даже былая журналистская вольница, я имею в виду делегатов недавнего 9 съезда СЖ, при обсуждении своего нового устава большинством голосов исключила формулировку, которая требовала, чтобы журналистские структуры были «организационно не связаны с органами государственной власти». Убрали эту строку, на которой горячо настаивал секретарь союза Михаил Федотов, кстати, автор «самого демократичного закона о средствах массовой информации» – российского закона.
Выучась плавать в тесной ванне – кто захочет на прекрасный, но и опасный океанский простор? Замечательные формулы, возвышенные лозунги, воодушевляющие призывы – не споткнутся ли они о тот практический опыт, которого в достатке у каждого из нас – журналиста, строителя, учителя, мелкого предпринимателя, лавочника, в просторечии?
За последние двадцать лет многие прошли большую школу разочарований.
Мне бы очень хотелось, чтобы то, что прозвучало вчера с трибуны, было услышано. Чтобы оно реализовалось. Чтобы «заржавевшие замки», о которых говорил губернатор, были не смазаны и почищены, а вовсе выброшены на свалку. Чтобы дистанция между властью и народом, так растянувшаяся в последние годы, максимально сократилась.
Когда я пишу, что люди перестали верить словам, это не гипербола. Не верят обещаниям. И не верят тому, что говорят сами. Я удивляюсь еще, как хватает терпения власть предержащим сотни раз повторять одно и то же, чтобы хоть на шаг сдвинуть дело. В стране дефицит исполнителей. Не служак, соглашающихся на все, что прикажут, а исполнителей – грамотных, честных, принципиальных, аккуратных, верных слову. Создается впечатление, что мир переполнен гастарбайтерами. Не только теми, что в оранжевых жилетах. Что едва не каждый второй из нас – гастарбайтер.
Учитель-словесник, не знающий русского языка. Архитектор, за некую мзду соглашающийся на то, чтобы какой-нибудь дом взял да и вылез за «красную линию». Офицер милиции, в пьяном виде расколотивший вдребезги автомобиль, убивший себя и двух других офицеров…
Я не говорю, что все это – плохие, недостойные люди. Мне иногда кажется, что общество просто устало, изверилось. Ведь во что только мы ни верили за неполные сто лет. В царя-батюшку и дедушку Ленина. В колхозы и самую правильную Советскую власть. В то, что «Сталин думает о нас». Что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В развитой социализм. В перестройку, в «полный рот суверенитета», в Грозный, который можно взять одним десантным полком, в ЕГЭ, который будто бы и есть настоящее образование…
… Мне понравились слова губернатора Якушева, что «достойная жизнь должна быть создана здесь и нашими руками». Попробуем еще раз.