Скрипка как средство общения
Вы когда-нибудь видели, как репетируют два скрипача, работающие в дуэте?
Они буквально сцепляются взглядами, иногда отрывисто бросают друг другу непонятные слова, но по большей части вовсе молчат, общаясь на каком-то невербальном уровне. Наверное, это и называется языком музыки?
23 октября маэстро Антон Шароев дал в органном зале тюменской филармонии первый концерт из серии «Пять портретов органного зала», посвященный Моцарту. Перед началом Антон Георгиевич и скрипачка Юлия Прямова «наносили последние штрихи» на две «Церковные сонаты для двух скрипок и фортепиано», которые Моцарт написал в юном возрасте – 15 или 16 лет.
В перерыве Антон Георгиевич рассказал о том, как со своим ансамблем «Barocco» побывал во Франции и о том, какие концерты приготовил для тюменцев.
В Тюмень Антон Шароев приехал прямо из Франции, где вместе с ансамблем «Barocco» дал серию франко-русских концертов.
– Ехали во Францию мы, конечно, через Москву, – рассказывает Антон Георгиевич. – И там дали концерт в музыкальном клубе – гостиной Юргенсона.
Маэстро попутно заговорил и о самом Петре Юргенсоне – учредителе и владельце крупной московской издательской фирмы, печатавшей и продававшей ноты еще до Октябрьской революции. Именно у Юргенсона впервые появились дешевые полные издания сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена. Он же был первым, а затем единственным издателем всех сочинений Чайковского.
– Место, где мы играли, – это как раз музыкальная гостиная Юргенсона. В старой Москве у него было три дома и типография. Гостиную (как и, собственно, типографию) он открыл вместе с Николаем Рубинштейном, основателем Московской консерватории. Конечно, с течением лет потомкам издателя досталась только прихожая от этой гостиной. Вот там и проходил концерт.
Историческое место с удивительной атмосферой! На стенах – портреты семьи Юргенсона, обстановка очень камерная. Представьте, многие великие люди мира музыки бывали там: пел Шаляпин, выступали Рахманинов, оба Рубинштейна – Антон и Николай… И стены гостиной словно впитали в себя эмоции тех давних лет, атмосферу, которую создает музыка. 150 лет этой гостиной… И концерт получился интересным: мы играли программу, которую везли во Францию: сочинения Чайковского, Дебюсси, Шостаковича, Рахманинова…
Шароев говорит и о том, что 2009-й и 2010-й будут впоследствии называться годами русско-французской музыкальной дружбы – так много совместных концертов, фестивалей и акций запланировано. Ансамблю «Barocco» предстояло выступить в Монако, в резиденции князя Альбера Второго.
– Замечательным получился концерт. Правда, сам князь присутствовать на концерте не смог. Из российских коллективов и исполнителей были только москвичи и мы – Тюмень, – вспоминает маэстро. – Впрочем, нам больше запомнилось другое выступление, под эгидой «Красного Креста». В Ницце нас привезли в загород. Проволочный забор, решетки, за ними – дом для пожилых людей, доживающих в этом грустном месте последние дни.
Вот там мы дали благотворительный концерт. Для этих больных, одиноких людей. Среди них, к моему удивлению, оказалась и группа русских аристократов. Когда мы закончили концерт, который длился больше часа, поднимается одна пожилая француженка и говорит, что ей 90 лет, что она была певицей. Просит разрешения сыграть нам на рояле.
И вот здесь состоялся ответный концерт: старики под ее аккомпанемент начинают петь песни разных народов – свои песни. Мы никогда такого не видели. Как они воодушевились, как глаза засияли! Счастливыми стали! Все мои девочки – и пианистка Маша Блажевич, и скрипачка Юля Прямова, и моя дочь Елена – плакали. И, может, впервые в жизни я воочию увидел, как музыка может менять людей. Пусть хоть на время.
А потом случилось еще более удивительное событие: после концерта к нам подъехала женщина в инвалидном кресле . Когда я услышал ее русскую, чистейшую литературную речь с московским выговором, что-то во мне перевернулось. Она представилась племянницей Михаила Булгакова. Мы долго разговаривали. Я был потрясен этой уже угасающей женщиной с благородным прозрачным лицом, выразительными глазами, ясным умом. Здесь, в этом печальном месте, вдали от Родины она… живет! Не доживает, а именно живет: чего-то ждет, любит…
Для «Barocco» это не последняя поездка во Францию. У коллектива впереди множество концертов и новых удивительных знакомств. А нас, зрителей, ждут еще четыре концерта, составленных из произведений композиторов, чьи портреты украшают стены органного зала Тюменской филармонии.
Кто, как не Шароев, мог догадаться, что программу можно выстроить таким неожиданным образом?
***
фото: репетируют Антон Шароев и Юлия Прямова;Антон Шароев рассказывает;дворец князя Монако