Из жизни классного автослесаря
В этом году у Григория Неустроева «серебряный» рабочий юбилей – 25 лет как он трудится в автомобильной отрасли.
В начале 80-х двадцатилетний парнишка из далекой Курганской деревни демобилизовался из армии. Перед ним стоял вопрос: «Куда идти?». Возвращаться в родной колхоз или рискнуть перебраться в город? Домой, конечно, тянуло, но там и без него народу достаточно, в семье росли еще пятеро детей.
До армии в школе ДОСААФ Григорий выучился на водителя третьего класса. Профессия есть, решил он, с ней не пропадешь, и поехал в Тюмень. Здесь он устроился на ДСП-250 шофером, они всегда были нужны. Через пару лет встретил свою любовь, женился. С тестем сразу нашли общий язык, он тоже автомобилист, работал на пассажирском автотранспортном предприятии. В 1995 году и Григорий Михайлович пришел в ПАТП-1, стал слесарем третьего разряда. В этом году исполнилось 13 лет, как он трудится здесь, ни на день своему цеху не изменил. Он вообще однолюб, и в работе, и в жизни. Уважает такие качества, как верность, честность, умение работать не за страх, не за рубль, а на совесть.
За десять с лишним лет из новичка он вырос в автослесаря пятого, высшего разряда, руководит теперь бригадами цеха заявочного ремонта. Говорят, что «Михалыч» может найти ключик не только к любому двигателю, но и к любому мастеру (а их у него в подчинении ни много, ни мало 26 человек). Возраст у всех разный, как говорится, от 25 до 65, да и характером бог никого не обидел. Если б не жизненная школа многодетной семьи, Григорию Михайловичу, наверно, пришлось бы туго, а так есть опыт и знание, как гнуть свою линию. Сразу и не скажешь, с кем ему приходится тяжелее – с теми, кто только после училища пришел, или с теми, кто проработал на предприятии всю жизнь. Молодежь не очень-то строптивая, лишь бы практику зачли, что скажешь, то и сделают. Одни задерживаются на предприятии на месяц, два – и свободны, другие остаются надолго. Есть, например, в его бригаде два слесаря, которые работают третий год. Один из них каждый день ездит в Тюмень из Боровского, а другой – из Заводоуковска. Говорят, что прикипели к своему ПАТП, уходить не хочется.
С ветеранами-мастерами приходится сложнее. Они привыкли все делать по-своему, переучить их, обратить в свою веру не такто просто. Но Григорий Михайлович не отступает пока не добьется своего. А вообще он ценит в рабочем человеке исполнительность, сказали – пошел и сделал без пререканий. Он и сам такой, в семье рос старшим, спорить некогда, надо дело делать.
Правда, сейчас на одном жизненном опыте и полученных когда-то знаниях далеко не уедешь. Приходится все время учиться, повышать квалификацию. А там, где бессильны учебники и инструкции – додумывать самому.
Например, в последние годы привычные для автослесарей пассажирские ЛиАЗы стали выпускать другой модификации – на американском катерпиллеровском двигателе. Стареньких желтооранжевых, 677-й модели, в ПАТП осталось только три штуки, на линию их уже не выпускают, только на развозку.
Двигатель в новых машинах еще понять надо, приспособиться к нему, почувствовать его слабые места. Ход, конечно, стал плавнее, зато передний отопитель как-то недодуман, его все время забивает, в результате обдува стекол в салоне нет, и зимой они покрываются толстым слоем инея. Приходится, как сантехникам, постоянно пробивать, чистить эту систему, доводить ее до ума и потихоньку переделывать.
У низкопольных автобусов, предназначенных для перевозки инвалидов, своя беда: «глючит» компьютер, который регулирует систему уровня пола. Причина в сущей мелочи: датчики, которые опускают или приподнимают салон, расположены на передних колесах. Чуть только на улицах лужи или слякоть, их заливает, и система дает сбой. Раньше автобус после рейса приходилось дня на два ставить на просушку, теперь они научились «обманывать» компьютер, часть функций заменив механикой.
Вообще работа автослесаря – это работа «подпольщика». Большую часть времени приходится проводить в яме, под автобусом. И летом в жару, и зимой, в холод. Отопление там не поставишь, в морозы руки дубеют, а комья грязного снега, падающие за шиворот, и вовсе явление привычное. Так что автослесари, говорят, что зимой мерзнет тот, кто работает быстро: ему большая порция снега достается.
Есть и еще одна примета: как только наденешь чистую робу – жди грязной работы. Как летчики дальней авиации перед вылетом или солдаты спецназа перед дальним походом стараются не бриться, так и автослесари подольше не меняют комбинезон. Главное, чтобы руки были золотые и голова светлая.
***
фото: Григорий Неустроев;работа не стоит на месте