X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как будто из кабины тепловоза…

Поворачиваю рычаг, запускаю дизель, включаю топливный насос… Или нет, сначала насос, потом дизель?

Научиться управлять тепловозом не так-то просто. Даже если ты сидишь не в настоящей машине, а за тренажером в тюменском учебном центре железнодорожников. Наши авто по сравнению с этой системой просто игрушки.

Но инструктор Олег Кармацких говорит, что научиться управлять тепловозом может хоть обезьянка. Самое сложное и самое главное – до мельчайших деталей разбираться в том, что ты делаешь, знать наизусть все схемы, находить неисправности…

Этому и учат студентов в центре, который расположен на улице Привокзальной. Внешне – обычное здание. На дверях табличка: «Курить на крыльце ТУЦ запрещено».

Учебный центр открыли в 2006 году, но в полную силу он работает с 1 января 2008-го. Когдато в штате было всего четыре человека – машинисты тепловозов и электровозов. Сейчас преподавателей десять. В основном, это бывшие работники СвЖД: машинисты, инструкторы, работники службы пути. А студентов – 139 человек (центр рассчитан на 150, а после капитального ремонта общежития число учащихся, возможно, возрастет до 200).

– Мы обучаем всем профессиям, которые необходимы на Тюменском и Сургутском отделениях железной дороги, но особенной популярностью сейчас пользуются машинисты тепловозов и электровозов, – говорит Евгения Левенцова, исполняющая обязанности директора.

Мы попали на занятие к тепловозникам. Честно говоря, оно мало напоминает урок.

У большого пульта с множеством различных рычагов, кнопок и тумблеров (учебный тренажер, имитирующий панель управления в кабине машиниста, о котором мы рассказывали выше), сгрудились четыре человека – молодые мужчины в форме железнодорожников. Это Валентин Баглай, Александр Пчелинцев, Анатолий Мартышев и Владимир Ромасев.

– Покажите нам, как работает тренажер, – просим мы.

– Давай, Баглай, – предлагают сокурсники и инструктор – Олег Кармацких светловолосому парню. Наверное, он самый старательный ученик, мысленно отмечаю про себя. А еще Валентин Баглай – продолжатель семейной традиции. Его дед ездил еще на паровозах. Валентин не помнит рассказов деда о работе, но общее впечатление чего-то интересного и романтичного, видно, запало в душу.

Он садится в кресло и, вслух повторяя команды, по порядку поворачивает нужные рычаги и нажимает кнопки, ничуть не сбиваясь.

Если смотреть на монитор перед собой, кажется, что ты и правда двигаешься вперед – мимо пролетают деревья, столбы, дорожные рабочие в оранжевых куртках… Добавляет колорита и ощущение реальности происходящего шум и стук колес, как в настоящей кабине машиниста. Правда, доносится он из динамиков, и при желании его можно сделать тише, а то и вовсе отключить.

Машинист Баглай управляет грузовым поездом и может набрать скорость до 90 километров в час (а пассажирские могут разгоняться до 120 км).

Поезд едет, колеса постукивают, и ничто не предвещает неприятностей, но… В это время Олег Николаевич может со своего компьютера задать непредвиденную ситуацию. Например, в составе не сработали тормоза.

– Ручку крана – в шестое экстренное торможение, – не растерялся Валентин Баглай.

Иногда найти неисправность не так-то просто. Студенты оживляются, дают друг другу советы…

Ребята пришли в учебный центр уже с опытом работы на железной дороге, поэтому многие попадали в непредвиденные ситуации не только на мониторе тренажера, но и в жизни.

– Сломался компрессор. В составе не было воздуха, и мы остались без тормозов. Полтора часа простояли, потом за нами послали вспомогательный локомотив, – вспоминает староста группы Александр Пчелинцев из своего опыта работы помощником машиниста. – Это сейчас легко рассказывать, а когда идешь на ковер к начальству и разбираются, в результате чего произошло ЧП – приходится несладко…

В противоположность Валентину Баглаю, Александр – первый в семье, кто решил стать железнодорожником. А потом вслед за сыном на железную дорогу перешла мама, сестра хочет получать высшее образование в этой области… Александр и друга Владимира Ромасева переманил на «железку» (тот раньше был водителем). Мол, пошли, посмотришь, попробуешь. Сейчас учатся в одной группе.

Наши знакомые студенты еще полтора месяца будут осваивать вождение на тренажере. Потом их ждет месяц практики на полигоне. Поехать на тепловозе, который там стоит, не получится. Зато на его примере можно изучить разные детали и механизмы, потрогать все, покрутить, испачкаться в мазуте…

В мечтах у Евгении Левенцовой оснастить полигон еще и электровозом. Она надеется, что руководство железной дороги поможет в этом.

… За год учебный центр железнодорожников выпускает примерно 800-1000 человек. Приезжают люди из Ишима, Камышлова, Талицы, Сургута, Ноябрьска. Некоторые проводят здесь всего месяц, например, монтеры пути. А у машинистов самый длительный срок обучения – 28 недель.

Наверное, за это время все становится по-настоящему родным. И объявление на входной двери о том, что курение на крыльце запрещено, и заливистые звонки, отмеряющие время занятий, и образец объяснительной в кабинете директора на случай, если кто-то из студентов прогулял занятия…

***
фото: инструктор Олег Кармацких и студент Валентин Баглай;урок с самом разгаре

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта