X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Яблони через океан

«И на Марсе будут яблони цвести…» – пелось в популярной песне 60-х годов.

До Красной планеты эти плодовые деревья так и не добрались. Зато сибирские яблони стали, наверное, самым оригинальным подарком, который когда-либо получал президент США.

Известно, что Никита Хрущев мечтал догнать, а затем и перегнать Америку во всех сферах жизни и доказать американцам преимущества «огромной страны, строящей коммунизм». Готовясь к первой после окончания Второй мировой войны встрече с президентом США, Никита Сергеевич решил удивить «боевого друга» Дуайта Эйзенхауэра (главкома войск союзников на Западном фронте в 1944-1945 годах и кавалера советских орденов Победы и Суворова 1-й степени) необыкновенным подарком.

Советский презент имел ярко выраженный сельскохозяйственный оттенок. По приказу Хрущева в ведущих колхозах страны Советов отобрали лучшие образцы картофеля, свеклы, а в плодопитомниках – саженцы вишни, черешни и яблонь всех сортов, произраставших на территории СССР. Сито тщательного отбора не миновало и Тюменскую область. Первый секретарь Тюменского обкома КПСС Федор Горячев получил указание подобрать в питомниках морозостойкие сорта яблонь и представить на выбор в отдел сельского хозяйства ЦК партии.

Поиски «достойных и выносливых» саженцев начались осенью 1958-го и продолжались почти полгода.

В августе 1959-го из Тюмени в Москву отправили восемь «культурных» яблонь и три дичка. К этому времени общее число плодовых деревьев, предназначенных к доставке в США, было определено в 120 стволов.

Хрущев, будучи по натуре большим оригиналом, хотел добавить к плодовым культурам еще и корову с теленком, и свинью с поросенком. Однако выдающемуся дипломату нашей страны Андрею Громыко удалось убедить Никиту Сергеевича в нецелесообразности этой затеи, дабы не обидеть «друга Айка».

14 сентября 1959 года в грузовой отсек нового правительственного самолета ТУ-114 загрузили груз «особой государственной важности» – 114 саженцев плодовых деревьев, в том числе презент из Тюмени. Количество саженцев определил лично Никита Сергеевич. Оно соответствовало цифре новейшего авиалайнера. Оставшиеся шесть саженцев перекочевали на правительственную дачу в Подмосковье.

Через несколько часов после загрузки дважды Герой Советского Союза, легендарный летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял самолет в небо, взяв курс на США.

В первый день официального визита Хрущев и сопровождавший его фронтовик и академик-селекционер Иосиф Раппопорт передали Эйзенхауэру искомые саженцы.

Неизвестно, прижились ли они на американском континенте. Думаю, что прижились. Почему нет?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта