Президент Евгений Доронин
– Скажите, кто из вас президент? – Мой голос растворяется в звуках Beatles, наполнивших актовый зал.
Через минуту понятно, что вопрос, в общем-то, неуместный. Невооруженным взглядом видно, кто здесь главный.
От прокурора до президента
– Я! – отвечает юноша в элегантном светлом костюме.
В шутку решила уточнить, можно ли мне обращаться к президенту, не называя его отчества. Но молодой политик, ничуть не смущаясь и не обращая внимания на мой шутливый тон, заявляет, что можно.
В свои 16 лет Женя Доронин знает, что такое быть президентом. С прошлого года, с десятого класса он управляет демократической республикой «Седьмой континент» школы N 7.
Начинал он свою карьеру как… прокурор.
Конфликты неизбежны во всех школах. Где-то их решают на школьном дворе после уроков. Где-то закрывают глаза. В школе N 7 для таких конфликтов есть свое министерство внутренних дел.
– Первое дело, которое я вел, касалось одного тринадцатилетнего мальчика, – рассказывает Женя. – Была школьная дискотека. Семиклассник пришел на нее пьяным. Конечно, мы не могли оставить это просто так. В школе проводили целое расследование, опрашивали свидетелей. Затем на открытом заседании над нарушителем школьного порядка был произведен суд.
… После такого рассказа я понимаю, что в этом маленьком государстве детей законы вовсе не детские. Хотя… Закон суров, но это закон.
Маленькая страна
У Жени очень много работы. Школьная республика создана по модели Российской Федерации. Это значит, что обязанности у молодого политика совсем как у настоящего президента. Здесь есть министерства, законы и даже паспорта. Каждый ученик, а точнее гражданин «Седьмого континента» с тринадцати лет получает паспорт. (Это такие голубые корочки). Внутри – фотография и символ республики (цифра «7» внутри солнца).
– У нас в школе действуют своя конституция, трудовой и административный кодексы, – рассказывает президент.
Мне интересно, как выглядит конституция. Через минуту Женя приносит несколько толстых папок, в каждой из которых стопка актов, проектов, президентских программ… Причем формулировки везде как в настоящих законах.
Первый вопрос, который приходит мне в голову при виде таких талмудов:
– Неужели ты все этот знаешь? Мне кажется, это так сложно?
– Ничуть. Надо же разбираться в жизни! Кто нам потом это объяснит? Мы с ребятами сами перестраивали законы, чтобы они регулировали именно школьные отношения. Например, в административном кодексе есть статья, где сказано, что на территории школы запрещено употребление ненормативной лексики. За нарушение – штраф. В трудовой кодекс записана статья о прогулах. За опоздание – минус десять «евро». Там же сказано, что, отработав в летнем школьном лагере тридцать часов, ученик получает право отказаться от одного устного ответа по любому предмету в каждой четверти. За это он не получит «двойку».
Цена «пятерки»
Пока вся остальная наша страна живет на «деревянные» рубли, в школе N 7 уже давно перешли на собственные «евро». Министерство финансов занимается школьным бюджетом. Каждый ребенок может открыть свой индивидуальный счет либо хранить заработанный капитал на общем счете класса. За уборку территории, за участие в школьных праздниках, за хорошие оценки – за все это ученик получает не простое «спасибо» или «молодец», а конкретную сумму.
– Я за прошлый учебный год сделал 15 тысяч «евро», – не без гордости говорит Женя. – Для сравнения: наш класс всем скопом сделал 10 тысяч. Потом эти условные деньги можно обменять, например, на билеты в кино.
– Скажи, что тебе дает президентство? Неужели тебе нравится разбираться в этих законах, читать кому-то мораль? Ведь не только ради билетов в кино столько трудов?
– Когда я стал президентом, отношение учителей сразу изменилось. Одно дело, когда ты просто Женя Доронин. И совсем другое – когда президент Евгений Доронин. Особенно это волшебное слово «президент» влияет на малышей. Они подходят ко мне со своими просьбами, знают, что я помогу. Я как президент и еще несколько ребятминистров понимаем, что реально можем изменить что-то в своей школе. Хочу еще раз сказать про того семиклассника, который, выпив, пришел на дискотеку. Если бы взрослые его отругали, это не подействовало бы. А к словам сверстников он прислушался.
– А одноклассники тебе не завидуют? Как ни крути, ты имеешь власть. Есть у тебя враги?
– Если враги и есть, то они какие-то неактивные. Зависти тоже не чувствую. В конце концов, ребята сами меня выбрали. Президентом может стать каждый, кто учится в 8-м или 11-м классе.
Мне бы в небо
Я смотрю на этого мальчика и вспоминаю себя в 16 лет. Тогда я почему-то не торопилась изучать законодательство, не стремилась к власти (хотя у нас в школе тоже был президент). Свое будущее представляла примерно так. Для начала я собиралась купить… воздушный шар. Путешествуя по миру, останавливалась на главных площадях городов и читала книги вслух. Только классику. Я мечтала никогда не видеть зимы, поэтому на моем пути были бы только теплые страны. Люди, слушая меня, плакали бы, а когда уходили, бросали бы монетки. «Мне не нужно много денег, – думала я. – Лишь бы хватало на еду и новые книги…»
– Это же совершенно не перспективно! – воскликнул Женя, когда я рассказала ему о своих планах на жизнь. – Должна же быть какая-то первоначальная база, капитал…
– Скажи, есть у тебя увлечения? Что тебя интересует помимо политики?
– Я играю на скрипке, – неожиданно говорит Женя. – Когда учился в музыкальной школе, играл в «Каприччио» – это известный детский ансамбль. Мы много ездили по городам. Нас даже в Испанию приглашали. Своими силами нам эта поездка была не по карману, а спонсора не нашлось. Так эта идея и заглохла… Однажды возвращались в Тюмень из Москвы. Начальник Ярославского вокзала узнал, что мы из музыкального ансамбля, попросил сыграть (на втором этаже вокзала стоял рояль). Стояла полная тишина, даже голосовую рекламу не включали, пока играла музыка. Было здорово…
Я давно заметила, что у Жени в ухе сережка. Мне показалось, что она совершенно не вяжется с его нынешним стилем.
– Скажи, а как ты одеваешься вне школы? Если бы ты не был президентом, ходил бы в школу в деловом костюме?
– Я иду в школу, как на работу. Нас приучили одеваться по форме, поэтому на урок все равно не смог бы прийти в повседневной одежде… Как-то вечером ненадолго зашел в школу. И был одет в толстовку и джинсы. Странно, но меня некоторые даже не узнали.
– В будущем ты бы хотел уйти в политику. Может, метишь в настоящие президенты?
– Честно? Я думал об этом. Пока не знаю, что я могу дать своей стране. Вот когда решу, тогда начну действовать… Политика – нелегкий труд.
***
фото: Евгений Доронин