Кризис испытывает нефтяников на прочность
Финансовый кризис, парализовавший мировую банковскую систему, спровоцировал серьезный кризис на рынках сырьевых товаров. Дешевеет все – нефть, металлы, руда.
Причем скорость, с какой это происходит, заставляет наблюдателей употреблять такие слова, как «обвал», «падение» и «паника». России, чьи доходы во многом зависят от цен на экспортируемое сырье, эта сторона кризиса может нанести самый значительный ущерб.
Ведь сырьевые отрасли экономики обеспечивают рабочими местами и зарплатой миллионы наших граждан, от их благополучия зависит социально-экономическое здоровье регионов, перспективы развития страны на будущее. И, похоже, гром уже грянул.
Четыре крупнейшие российские нефтегазовые компании обратились в правительство за финансовой поддержкой. Об этом сообщил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Кроме ЛУКОЙЛА получить средства хотят «Газпром», «Роснефть» и ТНК-ВР. Обращение крупнейших промышленников, к тому же представляющих стратегические отрасли российской экономики, за помощью к правительству подчеркивает тяжелые рыночные условия, сложившиеся в настоящее время во всем мире.
Компании пишут, что общий долг российского ТЭКа перед западными банками составляет около $80 млрд. Но деньги нужны не только для расплаты с кредиторами. Нефтяники и газовики просят Владимира Путина также «поручить Минфину и ЦБ разработать механизм финансирования стратегических проектов». На долю компаний, обратившихся к Владимиру Путину, приходится 70% добычи нефти в России и 91% добычи газа.
«Обращение к властям с просьбой о финансовой поддержке вполне логично, – говорит директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – В условиях финансового кризиса и проблем с банковской ликвидностью игроки нефтегазового сектора испытывают серьезные трудности с привлечением средств».
Однако гораздо сильнее по нефтяникам ударило последовавшее за финансовым кризисом обвальное падение цен на нефть. Действительно, достигнув в июле своего пика в 147 долларов, нефть за считанные месяцы подешевела более чем на 50% и продолжает снижаться.
И здесь уже впору говорить не о поддержании ликвидности, а о сохранении действующего бизнеса.
Вагит Алекперов сказал, что, если цены на нефть будут ниже 105 долларов за баррель, ЛУКОЙЛ не сможет обеспечить в 2009 году рост добычи. Казалось бы, текущая ценовая ситуация вполне устроила бы нефтяников два года и даже год назад. Однако прошло время, а вместе с ним изменились экономические условия, в которых существуют нефтяные компании. Главное – вместе со скачком цен последних лет существенно выросла себестоимость производства. Значительно увеличились тарифы естественных монополий, стоимость сервисных услуг, подорожали материалы и оборудование, появились новые социальные и благотворительные программы, возросли внутрикорпоративные издержки и зарплата персонала.
Не стоит забывать и о том, что компании приступили к новой фазе своего развития – активной разработке новых месторождений в труднодоступных регионах. Эти проекты, зачастую, лишены какой-либо инфраструктуры, требуют применения самых современных технологий добычи и транспортировки нефти, дорогостоящих природоохранных мероприятий. На все это требуются деньги, и немалые.
Денис Борисов из ИК «Солид» отмечает, что операционно-денежные потоки нефтяников «полностью нивелируются тем объемом капвложений, который необходим компаниям для поддержания добычи». Обеспечить необходимый объем денежных средств можно только при цене на нефть не менее $100 за баррель, считает аналитик.
Таким образом, доходы нефтяников попадают под пресс двух факторов: с одной стороны, стремительно дешевеющая нефть, с другой – значительно выросший за последнее время груз затрат.
«Объем недополученных российскими нефтяниками доходов в связи с падением стоимости углеводородов колеблется от $15 до $20 млрд только за последние два месяца», – объясняет ситуацию генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
Эксперты полагают, что в сложившейся ситуации, нефтяникам не остается ничего другого, как сокращать затраты. Экономить станут на всем, что не касается производства: управленческие расходы, корпоративные программы, командировки, билеты, проживание в гостиницах, связь, социальные и благотворительные проекты в регионах присутствия.
Аналитики считают, что это – вынужденное и логичное решение. Когда цены на нефть росли, нефтяники щедро делились своими доходами c регионами, общественными и благотворительными организациями, населением. Поэтому и тяжелые времена справедливо переживать всем вместе, «затянув пояса» до момента окончания кризиса.
Кстати, как долго он продлится – однозначной точки зрения нет. Те же эксперты говорят, что нынешний кризис – явление для России новое, и, как долго его последствия будут испытывать экономику на прочность, зависит от многих обстоятельств. Будем надеяться, что все звезды на финансовом небосклоне расположатся удачно для России, и уже в ближайшем будущем от кризиса нам останутся только воспоминания.