X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Чудо состоит из мелочей

Спектакль «Король-Олень» Тюменского театра кукол побывал на фестивале имени Сергея Образцова в Москве.

Составители программы не учитывали возраст спектаклей, ориентировались главным образом на качество, выбирая лучшие образцы, как на выставку достижений. Участвовали театры из Испании, Италии, Португалии, Швейцарии, Израиля, Польши, Чехии, Кореи, Украины, Таджикистана и несколько российских театров.

Тюменцы начали готовиться к показу за полгода. Спектакль не новый, со времени премьеры сменились исполнители почти всех ролей. Играли его редко (такова судьба лучших тюменских, да и не только тюменских, спектаклей: их не умеют продавать). Несмотря на удачную фестивальную судьбу и положительные отзывы критики, «Король-Олень» живет в родных стенах сиротою, бедным родственником. Неизвестно, что ждет его в дальнейшем.

В Москве «Короля» сыграли дважды, утром и вечером. О том, как восприняли спектакль, а также о других фестивальных впечатлениях рассказал главный художник тюменских «кукол» и художник «Короля» Сергей Перепелкин.

Особенно полюбили тюменцев хозяева. Помреж образцовского театра забежал в гримерку: «Ну вы даете! Такая классная постановка!». Актеры, которые вели спектакль, тоже выразили восхищение. Но в первых рядах поклонников, конечно же, оказались билетерши и капельдинеры, хранители театрального духа, самые отзывчивые и придирчивые зрительницы. Они видят не меньше, а то и больше, чем создатели и критики спектаклей, но сохраняют непосредственность, и далеко не всех одаривают добрым словом.

Очень переживали за главного героя, короля Дирамо, который запутался во лжи, перестал отличать подлинное от мнимого.

Сергей Перепелкин посмотрел значительную часть программы. Диагностировал состояние театра кукол: «Пациент скорее жив, чем мертв». Особенно понравились камерные спектакли – «Ленинградка» питерского театра «Karlsson Haus», «Маленькие трагедии» по Пушкину в театре Образцова и спектакль итальянского театра ног. В последнем «актриса вневременной внешности показывала ногами истории из жизни, очень ловко и смешно». Представление называлось «Унесенные ногами».

О «Маленьких трагедиях» Перепелкин сказал, что этот спектакль надо снять на видео и показывать кукольникам: вот как надо обращаться с куклой. Описывал детально движения Скупого рыцаря и Герцога, Лепорелло и Дон Гуана: «Все это мелочи, но они так здорово сделаны!».

О «Ленинградке»: – Блокадная история про девочку. Отец, ушедший на фронт, оставил ей домового, который помогает девочке выжить. Спектакль смешной, забавный, страшный, трогательный до слез.

Сергей иллюстрировал рассказ с помощью коробки, лежавшей на столе в его рабочем кабинете: коробка превратилась в грузовик с мандаринами, едущий по льду Ладожского озера; лед проломился, и грузовик пошёл ко дну, медленно сквозь тяжелую воду, следом поплыли оранжевые мячики, между ними лавируют рыбки…В буклете нашлась фотография спектакля, как раз с этим эпизодом: крохотные грузовики на дне, мандарины и рыбки – как в детской игре.

– Там столько таких моментов! Например, мину собирают на заводе, а она упала не там, думает: эх, подвела я ребят! И вдруг танк едет, немецкий, маленький, карабкается на бугор, пыхтит…

Слушаю Сергея, и мне тоже весело и жутко: хорошая, но неудачливая мина, забавный, но страшный танк, встретятся они или нет?

В рамках фестиваля прошла конференция «Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол».

– Судя по выступлениям, у театров кукол мира разные задачи. Европейские театры, кроме сугубо художественных задач, решают общественные, ищут место в социуме. Проще всего в новых странах, образовавшихся после крушения империй: там поиск национальной самоидентичности, пьес на своем языке, просветительская деятельность. И в общем, у них все в порядке. Сложнее в российских театрах. Много говорилось, да все не о том. Представитель Украины сказал: я понял, какие проблемы стоят перед российским театром. Я подумал: счастливый человек! Потому что я не понял. Вот говорят: проблемы актерской школы. Не понимаю. Потому что если люди знают, что делать, они научатся, как делать.

Больше, конечно, это была тусовка, необходимая, чтобы сверить часы, встретиться, познакомиться. Кстати, многие подходили, спрашивали про «Золотой конек», очень хотят попасть к нам. Я даже не знал, что наш фестиваль такой популярный.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта