«Вопреки всему я живу…»
«Пианист», Польша/ Германия/ Великобритания, 2002 г. Режиссер Роман Полански. В ролях: Эдриан Броуди, Томас Кречманн, Ваня Лидес и др.
Вы спросите: «Почему я пишу о фильме, который вышел в 2002-м и как это связано с днем сегодняшним?» Отвечаю: в 2008 году режиссеру, актеру и продюсеру Роману Полански исполнилось 75 лет. «Пианист» – одна из лучших его работ. Полански, еврей по происхождению, так прочувствовал историю Второй мировой, что долго не мог взяться за создание картины. Но решился, и 24 мая 2002 года мир увидел серьезную, пропитанную болью и воспоминаниями, историю о польском пианисте, Владиславе Шпильмане…
15 октября этого года фильм прибыл персонально в Тюмень, как раз в разгар Дней польской культуры и был показан в зале «Паради» ДНК «Строитель». Заслуженный деятель культуры Республики Польша Сергей Филь, который и стал инициатором эксклюзивного показа, говорит:
– В фильме есть замечательная мысль: «Вопреки всему я живу». Главный герой, попадая в кошмар гетто, страдая и переживая унижения, продолжает верить в жизнь… Эта картина получила три «Оскара», «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Теперь постараюсь рассказать о самом фильме. Хотя это непросто. Во-первых, потому, что «Пианист» обладает невероятной энергетикой, которая поглощает вас с головой. Во-вторых, речь здесь идет о живых людях и реальных фактах из нашей с вами истории, которую предки прочувствовали на собственной «шкуре», побывав и в концлагерях, и в плену. Мы можем лишь комментировать, но давать заумных оценок я бы не рискнула.
1…
Когда вы слышите мелодию пианино, хочется либо танцевать, либо плакать. А если вы музыкант – хочется играть самому. Так и наш главный герой – он не представляет себя без любимого инструмента. Кадры, демонстрирующие войну, взрывы, кровь и слезы, казалось бы, убивают всякое желание творить. Но это не так. Пианист готов играть, будучи голодным, в холод, лишившись семьи и дома. Музыку он видит во всем.
Особенно терзает момент, когда музыканту играть нельзя, ведь его могут услышать немцы. А инструмент так близок. Он держит в напряжении пальцы и, представляя, как льется мелодия – не наяву, в мыслях начинает играть… Пальцы пробегают над клавишами, но их не касаются. На лице отражается душевная боль, глаза закрыты. Враг не услышит мелодии, ведь музыкант лишь делает вид, что играет…
Говорить об ужасах войны бессмысленно, все уже сказано. Но в «Пианисте» настолько пронзительно прописаны картины фашистской жестокости и человеческого унижения, что смотреть на них равнодушно невозможно… Вот двое в гетто дерутся за похлебку прямо на улице. Банка падает, похлебка проливается на землю, но человек, который считает себя победителем, бросается за едой и, словно пес, подбирает ее ртом из грязи.
2…
Я бы назвала картину «триумфом двоих». Актера Броуди и режиссера Полански. Думаю, что Роман, прописывая и создавая образ Владислава Шпильмана, представлял на его месте себя. Главное – сила духа человека, его вера в светлые дни и, конечно, величие музыки. Кстати, для главной роли в «Пианисте» Эдриану Броуди пришлось похудеть на 14 килограммов.
Просмотр «Пианиста» я восприняла болезненно. И я понимаю, почему Полански долго думал, прежде чем стал снимать кино – ведь оно должно было стать своеобразной «болевой точкой», напоминающей о кошмаре фашизма и о собственной жизни режиссера. Ведь, когда началась Вторая мировая, Роману Полански было всего семь лет…
***
фото: кадр из фильма. Эдриан Броуди в роли Владислава Шпильмана