И это все она смогла…
Cегодня исполняется 80 лет Таисье Трофимовне Стихиной.
… С 14 лет она работала учительницей в начальной школе глухой сибирской деревни. Почти два года одна в пятнадцати верстах от родного дома… Только после окончания Великой Отечественной ее отпустили учиться в Ишимский учительский институт. А через год все бросила и уехала в Тюмень, в фельдшерско-акушерскую школу. Работала в послевоенной Тюмени: прием в поликлинике, процедуры на дому, уход за тяжелобольными…
Потом была работа в аппарате областного отдела здравоохранения, инспектором отдела кадров. Какой неизгладимый опыт общения с людьми был приобретен в те годы! Каждого врача в области знала в лицо, помогала многим в трудную минуту.
Кадровики занимались и жалобами населения. Разбор конфликтных ситуаций, комиссии, выезды на места, командировки… Умение слушать и слышать, вникать и разбираться, делать правильный вывод – великая школа коллег-наставников, период обретения собственного опыта. Разве такое может пройти зря?
И была мечта выучиться на доктора. Тем более, что в Тюмень возвращались молодыми врачами ее друзья по фельдшерской школе.
Но мечта всегда в наших собственных руках… Через шесть лет после окончания Свердловского мединститута, в 1961 году, с дипломом врача и двумя младенцами на руках, она переступила порог родного отдела кадров. А муж еще доучивался, а жить негде… Чудо или судьба – но первыми словами Юрия Николаевича Семовских были: «Ну, наконец-то, дождались! Пойдешь главным врачом – дадим квартиру!».
И пошла. И дали. В новом доме, построенном специально для врачей и педагогов.
В первый же день, когда шла принимать должность, на старом деревянном мосту встретила выпускницу мединститута, направленную в ту же 2-ю детскую инфекционную больницу. Вместе пришли, вместе трудились плечом к плечу 26 лет – главный врач и ее незаменимый заместитель, начмед, помощник и друг Эльвира Константиновна Анохина.
А больница – старая. Два стационара на разных берегах Туры, поликлиника и район обслуживания – от пансионата им. Оловянникова до самых Тарман. Из транспорта – только гужевой. Вот где пригодился талант организатора и предыдущий опыт работы!
Главный врач – он кто? И врач, и снабженец, и много-много кто еще. И мамка, и нянька, и праведный судья. И спрос за все. За смертность и прививки, заболеваемость и «работу» койки. За оборудование и медикаменты, санэпидрежим и санпросветработу. За «поддержание позитивной рабочей атмосферы в коллективе» под пристальным наблюдением руководителей города и наробраза…
Начинать пришлось практически с нуля. Ремонтировать помещения, оснащать оборудованием, строить котельные, проводить отопление… Теперь пришла ее очередь говорить врачам: «Пойдешь на дальний участок – получишь квартиру».
С какими прекрасными людьми довелось работать! К.Я. Михайленкова, И.П. Максимова, Н.М. Рубчевская, А.Ф. Сиднева, Г.И. Шулинина и десятки других замечательных врачей, фельдшеров, медицинских сестер и санитарок – все они прошло школу 2-й детской инфекционной больницы!
Больница Стихиной обеспечивала организацию медицинской помощи в пионерлагере им. Олега Кошевого. А легко ли было это сделать, учитывая отдаленность от города (80 километров), отсутствие элементарных коммунальных удобств и связи?
Плохое забывается, помнится хорошее… Остались в памяти лица сотрудников лагеря, детей и благодарных родителей.
20 лет жизни отдала Таисья Трофимовна депутатской деятельности. 15 лет была бессменным руководителем депутатской комиссии по здравоохранению Центрального района Тюмени.
Депутатский округ – старая Зарека с овчинно-меховой и сапоговаляльной фабриками, химфармзаводом и фанерокомбинатом, школами, детскими садами… Комиссия следила за соблюдением охраны труда, занималась организацией рабочего питания, способствовала открытию медпунктов на предприятиях.
Неизгладимое впечатление осталось у Таисьи Трофимовны после первых посещений старейших в городе заводов. Условия труда – как в царское время: отсутствие вентиляции, клубы кислотного пара… Сколько лет кропотливой, настойчивой работы потребовалось, чтобы изменить ситуацию к лучшему!
Как главный врач и депутат Таисия Трофимовна привлекалась к работе в многочисленных комиссиях, штабах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вспышки инфекционных заболеваний, случаи массового отравления, эвакуация жителей Заречья при наводнении, организация мест временного пребывания, обеспечение медицинским обслуживанием, контроль эпидситуации… Разрешение порой безвыходных ситуаций, умение находить общий язык с совершенно разными людьми – наверное, дело тут не только в «использовании административного ресурса».
Старожилы Тюмени должны помнить, что в середине 70-х годов произошел ряд трагедий, причиной которых явилась, по сути, простая халатность. Расхлебывать кашу пришлось, в том числе, и медицинской службе города.
Как-то поздним зимним вечером в квартиру главного врача позвонили ответственные товарищи и попросили «проехать с ними». По дороге объяснили проблему: с поезда Пекин – Москва снят больной с подозрением на особо опасную инфекцию. Оцепленный вагон с пассажирами, бывшими в контакте с заболевшим, через несколько часов прибудет в Тюмень. В стационара на улице Нагорной требуется организовать карантин и наблюдение за «контактными» вплоть до прояснения ситуации.
Все правильно: отдельно стоящее здание инфекционного стационара с автономным водоснабжением и канализацией, пищеблоком и прачечной… «Пожалуйста, освободите помещение от больных детей и к утру будьте готовы принять новых пациентов. И без паники, пожалуйста».
Ограниченный персонал во главе с главным врачом и пациенты жили неделю на «осадном положении». Никакого контакта с внешним миром, никакой информации не должно было выйти за эти стены. Слава Богу, обошлось. Страшный диагноз не подтвердился, и карантин был снят.
За четверть века сколько возникало различных ситуаций, требующих вмешательства главного врача, умения находить подчас неординарное решение! От смешного до трагедии – один шаг. Это сейчас, спустя годы, с улыбкой вспоминается такой случай. Из стационара на Береговой украли цыганского ребенка. Несколько месяцев цыганенок Васька прожил в больнице. Научился ходить, говорить, развлекал персонал прирожденными артистическими способностями. Мать ни разу не появилась. И вдруг радость – Ваську забрали. Пришла цыганка, предъявила паспорт на Васькину фамилию и забрала ребенка. А через некоторое время объявилась родная мамаша. И началось… Когда главный врач принеслась на всех парах в Зареку, действо было в разгаре. Цыганки завывали и рвали на себе волосы, цыганские мужчины выламывали двери приемного отделения. Всю ночь, пока суд да дело, табор держал в осаде Заречный стационар. Милиция, разбирательство… Кто виноват? «Вот вы, Таисия Трофимовна, как главный врач и будете призваны к ответу».
И тогда она обратилась за помощью к… цыганскому барону. Дипломатические переговоры, его личное участие принесли успех – ребенка вернули в родную семью…
Таисия Трофимовна всегда во главу угла ставила интересы детей. Детские дома и интернаты были на особом контроле доктора и депутата Стихиной. Многих воспитанников знала в лицо, принимала самое деятельное участие в их судьбах. Не шла ни на какие компромиссы, если нарушались права детей…
У тех, кто видел Таисью Трофимовну в больнице, складывалось впечатление, что ничего важнее работы для нее не существует. Тем, кто знал ее вне работы, напротив, казалось, что ничего важнее семьи для этой женщины нет.
Конечно, немалую роль играло то, что ее муж, Александр Стихин, тоже был врачом. Только она работала в городе, а он занимался организацией медицинского обслуживания жителей Тюменского района. Общие интересы, один круг профессионального общения. И самое главное – одинаковое ответственное отношение к порученному делу.
Их невозможно было представить порознь, настолько органично они дополняли друг друга. Что отличало эту семейную пару? Наверное, бесконечное уважение и трепетное отношение друг к другу.
Только однажды авторитет Таисии Трофимовны задел за живое Александра Григорьевича. Он тогда курировал строительство нового корпуса районной больницы. Бесконечные согласования проекта закончились тем, что инженеры за ответами на поставленные вопросы отправили его к… Таисье Трофимовне. Она – де, как никто другой, разбирается в этом деле! От неожиданности Александр Григорьевич даже не нашел, что ответить. Но что поделать, если авторитет жены оказался в данном случае чуть выше!
… Двадцать лет назад Таисия Трофимовна вышла на пенсию. Домашние хлопоты, забота о детях и внуках, работа на любимом дачном участке – простая жизнь простой пенсионерки.
Здоровья вам, Таисья Трофимовна! Теплоты и внимания, а оптимизмом вы можете поделиться. Красоту уносят годы, доброту — не унесут!
***
фото: доктор Стихина (фото 70-х годов);среди коллег (вторая справа)