Рокировка с былым королем
Да не обидится на меня Александр Константинович за образ популярной фигуры, выполняющей на черно-белой доске известный ход!
Сравнение с рокировкой, по-моему, очень подходит. А почему «былой король» вы, наверное, сразу поняли. Просто, по ряду житейских обстоятельств, выпавших, как карты в пасьянсе, самым причудливым образом, заслуженный тренер России Кузьмин, блиставший с тюменским «Рубином» в 90-е годы, потом лишь периодически возвращался к настоящей работе.
Нет, этот умудренный в хоккее человек не гнушается никакой работы, связанной с любимой игрой! Зная его много лет, могу утверждать такое без йоты сомнения. И мальчишек мог учить ледовому мастерству изо дня в день – и многому бы научил. Но… В том, кто понюхал хоккея на самом высоком уровне, познал радость больших побед (вспомним только исторические 7:1 в полуфинальном матче с московским «Динамо»), всегда живет, томится и рвется на волю желание все это повторить. Почувствовать снова, испытать еще и еще… Согласны?
Казалось бы, совсем недавно, он, будучи невостребованным в Тюмени, изо всех сил строил в соседнем Екатеринбурге молодую амбициозную команду. Но карты легли крайне несчастливо. На финише сезона Кузьмин со своими пацанами едва не лишил места в заветной восьмерке тюменский «Газовик» – чуть не догнал, самую малость. Не будь тогда пермский «Молот» таким податливым на нашем льду – мог бы и обойти… А потом «Динамо-Энергии» не стало – кончилась финансовая «энергия».
И снова он, возвратившись домой, был как бы на распутье – и вроде бы при деле, и опять в томительном режиме ожидания. В прежний «Газовик» его упорно не звали. (И не позвали бы, не сменись в тюменском хоккейном клубе руководство).
Но колоду судьбы, между тем, тасовали те же неутомимые пальцы, которых мы никогда не увидим. И новый расклад оказался по-своему ошеломительным. Матерый тренер, «зубр» ледовой игры, которого прочили в наставники молодежной команды с местом дислокации в Ялуторовске, вдруг был призван на совсем другой капитанский мостик. В главную команду. Главным тренером.
Счастливый случай? Или счастливый-несчастливый, если вспомнить, что пришедшего весной Евгения Зиновьева уже в начале октября отправили в отставку? Неисповедимы пути хоккейные. И одного зовут, увольняя другого.
Чуть-чуть о Зиновьеве. Сожалею, что наше знакомство оказалось столь недлинным. Евгений Александрович приехал строить обновленный «Газовик» с надеждой и светлым мироощущением, и для него карты сначала легли благоприятнейшим образом. Возможность пригласить тех игроков, кого хочет, включая невиданных для Тюмени легионеров из ведущих хоккейных держав. Сборы в Финляндии (если мне не изменяет память, тоже впервые). Первая победа в предсезонном «нефтегазовом» турнире. Победа в стартовом матче чемпионата на льду Кургана…
Фигурально выражаясь, Зиновьева сгубил трудный календарь первой части турнира – из десяти матчей восемь на выезде. А последний и наиболее чувствительный удар нанес тренер Валерий Тушенцов, тоже не слишком востребованный в Тюмени и ставший главным тренером казахской «Сары-Арки». Два поражения в тяжелейшей борьбе, «на морально-волевых» – когда команда Тушенцова, изнемогая от усталости, упрямо дожимала противника, который, при достойном наборе известных имен, пока не является цельным и мощным коллективом.
Признаюсь, я думал, что Зиновьеву дали карт-бланш. Гораздо больше времени, чем вышло на самом деле. Но судьбу любого спортивного наставника решает результат. Легко прочесть между строк: в команду нынче вкладываются иные средства, чем год назад; команда строится с прицелом на будущее. Инвесторы не захотели ждать у моря погоды – так бывает в большом спорте сплошь и рядом.
Знаю, что тренеры (у них свой корпоративный дух) не хотят и не любят приходить на «живое место». Но тут иной случай. Работодатель принял решение – и место освободилось. И, желая успеха Александру Константиновичу, я с не меньшей искренностью хочу того же самого для Евгения Александровича. Шайба на льду, жизнь продолжается.
… А вообще возвращение «былого короля» – знаковое событие. Как там пела наша любимица Анна Герман? «Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым». Истинно так.
Один болельщик, человек прозорливый (именно он в нашем вечернем телефонном разговоре, сразу после второго поражения от «Сары-Арки», предположил, что «Зиновьева теперь снимут»), уже после назначения Кузьмина, сказал: «А рискует Александр Константинович. Крепко рискует!».
Конечно, рискует, кто бы сомневался. Сейчас перейти тюменскую улицу – и то риск.
Но я, оседлав любимого конька, попытался убедить моего собеседника, что в выборе А.К. положительное решительно перевешивает «возможно-отрицательное». Да и не помню я за Кузьминым робости и нерешительности – еще с тех пор, как он, вратарь (а ныне, кстати, отец вратаря), сам шайбу ловил – сотнями за тренировку или игру.
Он дома, и он нужен – вот что самое главное. И эта простая мудрость применима, разумеется, не только к спорту.
Пожелаю ему удачи. В конце концов, наши внуки родились в один год и в один день – это совпадение для меня многозначительно.
А всем нам, неравнодушным к хоккею, пожелаю терпения. И даже если хороший рояль зазвучит не сразу, не в один присест, не будем стрелять в пианиста. Вот сейчас он расправит плечи под фраком, ощутит знакомые токи на кончиках своих искушенных пальцев и сыграет волшебное… Так, что заслушаемся.
***
фото: кадр, который можно назвать символическим – хочется, чтобы наша команда крепко стояла на ногах, а падал соперник;Александр Кузьмин (давняя пресс-конференция; здесь он еще главный тренер «Динамо-Энергии»)