Наша набережная
На набережной Туры под теплым осенним солнцем бурлит работа. Строители говорят: «Работать в такую погоду – радость». Вот и трудятся, словно муравьи, с семи утра до восьми вечера без выходных для того, чтобы сделать набережную хорошо, а главное – уложиться в сроки…
Строительство набережной началось еще в 2007 году, тогда губернатор Владимир Якушев сказал, что «предстоит большая организационная работа».
Разработчики проекта набережной, как в 2007-м отметил директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов, поставили перед собой следующие задачи: создать зону отдыха для горожан, предусмотреть возможность проведения развлекательных мероприятий. И, наконец, набережная должна подходить под общий облик областной столицы.
Студенты Тюменской архитектурно-строительной академии, теперь – университета, предлагали и свои проекты, но в результате утвердили «набережную» екатеринбургских мастеров.
Проет реализуют рабочие ЗАО «Гилан», «Мостоотряда-36» и ЗАО «Строймонтаж». Заказчиком, конечно, выступает администрация области, подрядчиком «Строймонтаж», а субподрядчиком фирма «Гилан».
… Мы идем через холмы грунта и кучи песка, сегодня на набережную пройти можно, но рабочие говорят, что нам чудесным образом повезло. Вот если бы мы попали в дождь!
Уже видны серые квадраты новой брусчатки. Ее привезли из Москвы. Как отмечает Руслан Алиев, рабочий, «материалов хватает, все привозят вовремя. Работы еще много, но до 5 ноября 320 метров набережной должны сдать. Думаю, что успеем, если погода хорошая будет». Алиев говорит, что вскоре установят фонари и даже радио.
– Вот здесь будет лестница, большая. И не одна, – показывает Руслан в сторону старого спуска к Туре.
Сейчас рабочие равняют дорогу, возят в оранжевых тележках грунт. Здесь и собаки гуляют – охранники стройки, к гостям – добрые, но полаять не прочь. Набережная вообще – живая, у кого – обед, кто с тележкой, другие в «Татрах» песок и грунт развозят. А мы подходим к рабочим из Мостоотряда. Они сейчас устанавливают опалубку, чтобы не осыпался грунт. Сначала покрывают ее специальной опалубочной смазкой, которая, как пошутил один из работников, не отстирывается.
Кстати, для этой бригады строительство набережной – дело новое, даже непривычное.
– Вон наша работа и радость, – восклицают они в голос, указывая на мост Влюбленных. – Наша специализация – это мосты! А на этот проект мы пришли летом. До этого работали в Хантах.
– Когда смотрите на построенный вами мост, ностальгия одолевает?
– Да, очень красиво. Особенно ночью, здесь подсветка! Интересно, кто назвал его мостом Влюбленных? Для нас он – вантовый, наклонный. Видите, от точки до точки разница 11 метров. В Советском Союзе таких было два – у нас и на Кавказе… Сейчас наш мост один в России остался.
… Мы идем в красный двухэтажный домик. По лестнице спускается бригадир комплексной бригады фирмы «Гилан» Павел Торопов.
– Павел Александрович, а какая протяженность у набережной?
– Два с половиной километра! От моста до моста.
– Давно вы здесь работаете? – Здесь я около трех лет. Когдато строил ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Работал в Ираке и других странах. Когда учился в ТГАСУ, мы с друзьями часто спускались к Туре, отдыхали. А теперь набережную делаем. Работы продолжатся и на 1,5 км вверх по реке, за монастырь. Противоположный берег, вероятно, тоже будет облагорожен. Он пологий, а наша сторона отвесная. Всю набережную планируем закончить через год, но есть много факторов, в том числе и природный, которые могут затормозить дело.
А еще Павел Александрович сказал, что в одном из поздравлений, отправленных ему, заслуженному строителю России, губернатором Якушевым, есть слова: «Будем работать на будущее». Вот и строят теперь набережную, на будущее, чтобы по ней не просто гулять вечерами, но и слушать радио, сидеть в кафе и любоваться мостом Влюбленных.
***
фото: рабочий Руслан Алиев;вдали – мост Влюбленных;бригадир Павел Торопов;набережная