Три мечты тюменского ТРИЦа
25 сентября свой первый пятилетний юбилей отпраздновало ОАО «ТРИЦ».
Cозданный в конце 2003 года как единый расчетно-информационный центр, ТРИЦ являлся своего рода экспериментальной площадкой в сфере ЖКХ. Но, по сути, расчетно-информационный центр – далеко не тюменское изобретение. Историю вопроса и тонкости работы этой структуры нам прояснил нынешний директор предприятия Олег Туровинин.
– Олег Михайлович, по чьему образу и подобию создан тюменский ТРИЦ?
– Подобные расчетные центры есть во всех крупных городах России: Москве, Екатеринбурге, Оренбурге, Новосибирске, Саратове, Рязани, Ярославле, Перми… Их больше 35. Один из старейших – в Рязани отметил в прошлом году свое 35-летие.
Наш расчетно-информационный центр корнями из Нижнего Новгорода. Оттуда приехал его прежний руководитель Сергей Скобелев, там он создал аналогичный центр. Но отличие тюменского в том, что он является одним из первых частных расчетных центров.
Подобные структуры обычно создавались из служб заказчика и содержались за счет муниципалитета. А у нас был первый удачный коммерческий проект. Программный продукт, привезенный для его работы, претерпел на нашей почве достаточно сильные изменения, был адаптирован под наш город. С помощью новых схем и программ удалось, например, первыми в России провести монетизацию льгот на ЖКУ.
– Когда эта новинка пришла в Тюмень, не все понимали, зачем ломать привычное старое, ради внедрения неизвестного нового?
– Предпосылок перемен было достаточно много.
Во-первых, система, которая существовала до этого, привела к тому, что домоуправления много задолжали энергетикам за тепло и горячую воду. В тех ценах эта задолженность составляла около 80 миллионов рублей. Деньги населения до тепловиков не доходили. Денежные потоки необходимо было напрямую вывести на поставщиков услуг, чтобы платежи им поступали в ежедневном режиме.
Во-вторых, финансовое состояние муниципальных предприятий ЖКХ оставляло желать лучшего. Муниципалитету они приносили одни убытки. В отрасль требовалось привлечь частных инвесторов, повысить конкуренцию и, путем колебания спроса и предложения, получить нормальное качество услуги и ее цену. Ведь чем ниже конкуренция, тем выше цена. К примеру, начинали мы с 35 предприятий, оказывающих услуги ЖКУ, а сейчас в Тюмени их около 300.
И, в-третьих, требовалось упростить механизм льготных оплат, чтоб он работал лучше и был абсолютно прозрачным, а не держался на бесконечных «хождениях» и доказательствах.
– Везде, где есть сборы платежей, есть и должники. Как вы с этим явлением боретесь?
– Должники есть везде, они были и, наверно, будут всегда. Но должники должникам рознь. Важно их разделять и с каждым работать по-своему. Поскольку мы боремся не с самими должниками, а с их неплатежами.
Есть, например, достаточно большая категория людей, которым просто некогда платить, это занятые люди, с достаточно плотным трудовым графиком. Для этой категории важно повысить сервис по возможности заплатить, вернее – удобно отдать деньги. Сейчас им предлагается много способов оплаты: списание с карточных счетов, оплата пластиковыми картами, оплата через терминалы, управление счетом через банк.
Есть и противоположная категория неплательщиков, которым просто не хватает денег. Здесь применяются механизмы субсидирования, развернут сервис по приему документов, консультирования граждан.
Есть и такие, кто принципиально не платит: не хочу, мол, и все тут. К ним применяются досудебные меры воздействия, совместные акции, рассылка особых квитанций, оповещений. Последнее время, по договоренности с поставщиками, мы используем коллекторские услуги, то есть комплекс юридических услуг по взиманию долгов. Уже появились первые результаты, первые исполнительные листы, взыскания по ним. Таким образом, с мая по сегодняшний день удалось получить более двух миллионов рублей.
– Юбилей – это ведь не только достижения и парадные отчеты, но и возможность взглянуть на проблемы…
– Трудностей и сложностей, конечно, много, хотя они не носят глобального характера. Просто совершенству предела нет. Мы много работаем, чтобы свести на нет любые нарекания потребителей. Например, если страдает качество жилищнокоммунальных услуг, страдает и отношение горожан к предприятиям ЖКХ и самому ТРИЦу. Конечно, сейчас острота проблемы расчета за недопоставки услуг стала меньше, чем была в 2004-2005 годах, когда люди митинговать выходили. Но все равно мы как на передовой и первыми принимаем удар на себя.
Иногда сказывается в нашей работе и «человеческий фактор». Встречается некорректное отношение к людям. Мы стараемся разбираться в причинах грубости или некомпетентности, обучаем персонал. Все, кто приходят к нам на работу, проходит аттестацию. Но выдерживают психологическую нагрузку не все, зарплата у операторов невысокая, поэтому работает много студентов, молодых мам. Мы стараемся постоянно совершенствоваться, но проблема есть.
– Какие шаги навстречу своим клиентам ТРИЦ сделал за это время?
В январе 2004 года у нас было только два абонентских пункта. И заключенные договоры на прием платежей с почтой и Сбербанком. С таким багажом мы начинали. Сейчас у нас пять абонентских пунктов в Тюмени, многоканальный телефон и порядка 500 пунктов приема платежей, включая кэш-приемники и банкоматы. Оплату за ЖКУ принимают практически все банки, плюс почта и две платежные системы: объединенная система моментальных платежей и кибер-плат. Расстаться с деньгами за ЖКУ стало легко, стоять в очередях не надо!
– К каким достижениям вы еще стремитесь, о чем мечтаете?
– Например, в Милане есть билинговый расчетный центр, который считает ЖКУ практически для всей Европы, у него есть договоры со всеми поставщиками. Нам бы тоже хотелось считать платежи для всей России и СНГ. Это самая “наполеоновская” наша мечта. Но почему бы и нет?
Уже сейчас мы стали региональным центром, обслуживаем Тюмень, Тобольск, Ишим, Нижнюю Тавду, Заводоуковск, Ялуторовск… И стремимся к тому, чтобы развиваться дальше, чтобы быть максимально представленными во всех муниципальных образованиях. Наша технология хорошо себя зарекомендовала. Мы выигрываем за счет того, что выходим на обслуживание в комплексе: начисление платежей, расчет мер социальной поддержки с учетом льгот, автоматизация субсидий, регистрационного учета граждан. Являемся участниками программы «Электронная Тюменская область», разрабатываем электронную информационную систему ЖКХ.
Еще хотелось бы создать систему с единым индентификатором данных, чтобы человек меньше бегал и собирал справок, чтобы в любое время и в любом месте мог пользоваться услугами этой системы. Когда информация хранится в электронном виде, не надо собирать кучу бумажек.
Аналогичным образом в Америке действует система Social security number, то есть единый номер социального страхования, который является идентификатором. Человек пришел, показал карточку, о нем запрашивают информацию, и никуда бежать не надо, достаточно одного заявления.
Конечно, это далекая перспектива, такая система должна внедряться на федеральном уровне – но в подобном проекте было бы очень интересно поучаствовать.
И самая большая мечта, чтобы в самом ЖКХ все было хорошо, чтобы люди не жаловались, что нет воды, тепла, что не убирает техничка. Чтобы проживание, как это декларируется в Жилищном кодексе, стало комфортным. Тогда и оплата будет вовремя, и у поставщиков не будет проблем…
В общем, если вся система работает в четком и комфортном для человека режиме – о чем еще можно мечтать?
***
фото: Олег Туровинин