Ностальгия по молодости
«Исчезнувшая империя», Россия, 2008 г. Режиссер Карен Шахназаров. В главных ролях: Александр Ляпин, Лидия Милюзина, Армен Джигарханян.
Это картина о любви, молодости и стране под названием Советский Союз.
На дворе — 1973 год. На улицах выстраиваются очереди в пивной ларек, в ресторанах отплясывают под «Червону руту». На экранах кинотеатров — «Иван Васильевич меняет профессию». На стенах домов культуры висят лозунги «Планы партии одобрим и поддержим!».
Но 17-летнему Сергею не до планов партии. Его интересы не сильно отличаются от того, к чему стремятся молодые люди всего мира: послушать новые песни «Роллингов», познакомиться с симпатичной девочкой, приобрести модную одежду и посидеть в кафе. Только «Роллингов» приходится покупать из-под полы, а деньги на фирменные джинсы зарабатывать, Сдавая в букинистические магазины раритетные дедовские книги.
Впереди у Сережи, как и у всех подростков империи под названием СССР, сначала Афганистан, потом Чернобыль, потом развал Союза и смутные 90-е.
Он живет в большой стране, не подозревая о том, что совсем скоро она исчезнет со всех географических карт.
Надо признать, что в последнее время советская эпоха постоянно подвергается в кино разнообразному легендированию. И это естественный процесс — люди с течением времени склонны испытывать ностальгию по молодости и смотреть без антипатии на то, что когда-то их раздражало.
Реалистичная лента четко описывает эту эпоху, когда в ходу был глагол «достать», а не «купить». На протяжении двух часов герои Шахназарова «достают» все: от билетов в театр на Таганке или в кино до пластинок и лекарств. Кроме того, они любят, целуются, пьют, танцуют — в общем, ведут вполне нормальный образ жизни молодых людей.
Сережа (Александр Ляпин) — внук известного историка (Армен Джигарханян) — учится в вузе. Его друг играет на бас-гитаре в группе, которая перепевает песни самых модных западных групп. Сам Сергей ухаживает за девушкой Людой (Лидия Милюзина) и…
Авторы не стремятся построить какую-то особенно хитрую интригу и увлечь зрителя замысловатым сюжетом. «Исчезнувшая империя» — подборка ностальгических зарисовок-воспоминаний. Шахназаров не пытается идеализировать ту эпоху. Его Москва — унылый и серый город, увешанный партийной пропагандой. Лозунгами, которыми закрывают трещины в стенах.
А у ребят — жизнь, самая обычная. С таким же успехом можно было бы описать пару студенческих лет любого человека, даже без всяких ссылок на эпоху. Собственно, здесь и кроется главный вопрос: а зачем нам все это показывают? Возьми жизнь любого человека и получишь похожий набор событий.
Несмотря на то, что картина длится два часа, смотрится она очень легко. Люди, заставшие 70-е годы, ностальгировали. Не заставшие искренне не понимали, как можно было жить в подобных условиях, и потихоньку копили жалость к своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
А на вопрос «Зачем все это снято?» ответ, видимо, простой. Это жизненная зарисовка поколения, о котором Карен Шахназаров и автор сценария Сергей Рокотов знают не понаслышке.
Как говорит сам Шахназаров: «В распаде Советского Союза большую роль сыграл не Афганистан, а пластинки «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Да и, как выяснилось с годами, самым главным событием жизни может оказаться даже не развал Союза, а «группа, которую создал твой друг».
Может, он прав. В конце концов, мы получили зарисовку 70-х, где кто-то увидит самого себя, кто-то — своих родителей, а кто-то — политический манифест. Каждому — свое.