Оберегать насильно?
Правда ли, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в определенные дни недели? А если да, то почему? С этими вопросами я пришла к майору милиции Игорю Салихову, старшему инспектору по особым поручениям отдела организационно-аналитической работы управления ГИБДД.
– Самые опасные дни с точки зрения ДТП – среда, четверг и суббота, – рассказывает Салихов. – Наименее аварийные – воскресенье и пятница. С чем это связано – неясно, так как интенсивность транспортного потока во все дни практически одинакова. Меняется только состав – в будни присутствует как частный, так и служебный транспорт, а в выходные больше частников.
– Значит, частники лучше соблюдают правила?
– Наоборот, они чаще попадают в аварии. Ведь на дорогах индивидуальных владельцев – подавляющее большинство.
– Многие уверены, что в Тюмени по три автомобиля приходится на каждого жителя города…
– Нет, это не так. Население города – менее шестисот тысяч человек, а зарегистрированных автомобилей – около двухсот тысяч. Примерно по одному автомобилю на три человека. Но это относительный показатель, так как здесь не учтен государственный и служебный транспорт.
– Все больше женщин садится за руль. Кто чаще становится виновником ДТП?
– Мы водителей по половому признаку не разделяем. Преимуществ ни у кого нет. Поэтому и такой статистики нет. А водителей-мужчин, пожалуй, все-таки больше. Отсюда и результаты.
– Автоинспекция любит напоминать, что «пьяный за рулем – преступник»…
– Это тоже правда. В январе произошло девять ДТП по вине пьяных водителей. По годовым показателям это примерно шесть процентов от всех аварий.
Наиболее распространены столкновения и наезды на пешеходов. Чаще всего они происходят из-за нарушения водителями элементарных правил дорожного движения: несоблюдения очередности при проезде перекрестков, нарушения правил пересечения пешеходных переходов и проезда на запрещающий знак светофора. А водители и пассажиры чаще всего страдают из-за того, что не любят пристегиваться. Кстати, это особенно характерно именно для нашего города. Вообще, 80 процентов всех аварий происходят по вине водителей, при этом уровень травматизма выше у пешеходов.
– Верно в народе говорят, что пешеход всегда прав? Или бывают другие ситуации?
– Конечно, бывают. Пешеход не так безобиден, как кажется. В 2007 году было 525 ДТП по вине пешеходов, это примерно 14 процентов от общего числа. А теперь данный показатель – уже 18 процентов, причем многие виновники были в состоянии опьянения. Наиболее распространен переход проезжей части в неустановленном месте.
– А еще говорят, что каждый человек хоть раз в жизни попадает в ДТП… Или все же есть люди, которые вообще с этим не сталкиваются? Что говорит статистика?
– Все зависит от образа жизни. Больше рискуют те, кто регулярно ездит на личном транспорте, у тех же, кто пользуется общественным, риск значительно меньше.
– Как меняется количество происшествий на дороге?
– По сравнению с прошлым годом ДТП стало меньше. Скорее всего, это результат нововведений – возросли расценки в системе штрафов, и появились новые статьи в Уголовном кодексе.
– Все ли нововведения принесут пользу? Или есть лишние?
– Я думаю, лишних нововведений нет. Все это – жизненная необходимость, потому что, как показывает практика, людей необходимо оберегать насильно. Только человек, не заботящийся о своей жизни, может посчитать эти нововведения лишними.
– Количество автомобилей год от года все растет. Наступит ли время, когда всех пешеходов просто-напросто передавят?
– Конечно, нет! Чем больше автомобилей, тем плотнее транспортный поток, а значит, ниже скорость. Поэтому жизнь пешеходов становится менее опасной. Хотя проблема автомобилизации в Тюмени существует.
– В чем же она заключается?
– Рост числа автомобилей вынуждает менять дорожную сеть. Тюмень строилась, когда единственным транспортным средством была лошадь, поэтому многие дороги для наших дней не приспособлены. Тюмень шагает гораздо быстрее, чем градостроительство.