Нужен ли автобус для инвалидов?
Еще один автобус с низким полом будет курсировать по улицам города. Сейчас в «Тюменьгортрансе» идет отработка расписания его движения по маршруту N 60 – от Рощинского кольца до улицы Моторостроителей. Это будет уже девятый специализированный ЛиАЗ с низкой загрузкой, приспособленный для перевозки пассажиров в инвалидных колясках. Предыдущие с прошлого года уже работают на восьми автобусных маршрутах города: N 1, 13, 15, 25, 30, 41, 43 и 96. Правда, по так называемому гарантированному расписанию ходят только по одной машине на каждом. О графике прохождения специализированных автобусов по конкретным остановкам можно узнать по телефону справочной службы «Тюменьгортранса»: 68-84-37.
Одно плохо: многие из инвалидов газет не читают, просто потому, что не выписывают. И об автобусах, для инвалидов предназначенных, мало что знают.
К тому же, в конструктивной части данных автобусов явно есть какая-то чисто советская недоработка. По словам «колясочников», откидная часть площадки короткая и сделана под очень неудобным углом, забраться на нее самостоятельно без поручней невозможно, а поручни располагаются совсем не там, где надо. Поэтому, чтобы загрузить коляску в автобус, необходима посторонняя помощь.
К тому же откидная площадка по чьей-то гениальной конструкторской мысли опускается не автоматически, а вручную. И провести эту нехитрую, но хлопотную операцию некому. По словам исполняющего обязанности начальника управления по транспорту Сергея Цыбизова, в обязанности шофера и кондуктора автобуса это не входит. За дополнительные функции водители вправе потребовать дополнительной оплаты.
Непродуманным остался и такой момент: как соблюдать график движения, ведь никто и никогда не знает, когда к остановке подъедет инвалид, сколько времени уйдет на его «загрузку». Особенно этот вопрос становится интересным, если учесть, что движение всех муниципальных автобусов жестко отслеживается с помощью автоматической диспетчерской системы. Любое отклонение от графика может привести к финансовым карам в отношении водителя, он может лишиться оплаты за весь рейс. Понятно, что большинство не хочет рисковать своим рублем и предпочтет ничего не делать, наблюдая за мучениями инвалида со стороны.
Сам по себе отпадает и вопрос о необходимости установки дополнительных табличек на остановочных пунктах, где был бы отдельно прописан график движения специальных автобусов. Никакого дополнительного сервиса людям с ограниченными физическими возможностями они все равно бы не принесли.
Но нельзя сказать, что траты на приобретение специального транспорта были напрасны. Автобусы с низким полом оказались необычайно удобны и для молодых мам с колясками, и для пожилых людей. И пусть таких удобных автобусов будет больше. Только не надо называть их автобусами для инвалидов.