X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Королева в царстве парчи и бархата

Мне вдруг подумалось, как здорово, когда человеку действительно нравится его профессия. Когда он, как начальник костюмерного цеха драмтеатра Наталья Локтева, уверенно говорит: — У нас в отделе работать интереснее всего, веселее всего!
О Наталье Владимировне так и хочется сказать: «Королева в царстве парчи и бархата». И меха, и страусиных перьев, и корон, и строгих цилиндров… Потому что представить эту молодую, очаровательную и веселую женщину вне стен костюмерных театра, вне многочисленных стеллажей с обувью и вешалок с дивными костюмами, в общем-то, сложно.
Ее кабинет – небольшая комната, где есть очень мягкий диван, по полочкам торжественно расставлены утюги, на дверце шкафа висят костюмы для спектакля «Семья», а у одной из стен тихо шумит стиральная машина-автомат.
— Костюмы стираю, — показывает на машину Наталья Владимировна. – Вообще-то, у нас есть прачка, но она еще не пришла, так что сама справляюсь. Привыкла, ведь работаю в театре уже десять лет… Пришла сюда так же, как и основная часть работников – случайно. Когда подходил к концу мой отпуск по уходу за ребенком, я решила, что хочу работу, что называется, для души. А что может быть душевнее, чем костюмерная театра?
Впрочем, назвать приход Натальи в театр абсолютной случайностью все же нельзя. По ходу разговора выясняется, что здесь в разное время работали некоторые из ее родственников.
— Помните такого актера – Бориса Медведева? Это мой дедушка! А его жена Миля (Эмилия Ивановна – О. Ч.) – это моя бабушка. Она тоже работала здесь, старшим контролером. И другие родственники поработали — тетя моя, например, тоже в костюмерном цехе трудилась.
Наталье пришлось девять лет быть обычным костюмером, чтобы заработать должность начальника цеха. Но о прошедших годах у нее только приятные воспоминания.
— Ох, это очень суматошная работа, требующая хорошей памяти и быстроты! Перед спектаклем знаете, что за кулисами творится? Отовсюду только и слышно: «Костюмера сюда!». Ведь актерам нужно порой быстро переодеваться, все эти крючочки на костюмах застегивать-расстегивать, что-то поправлять… А актеры тоже ведь разные: кто-то подпустит к себе, доверится костюмеру, а кто-то все сам да сам. А уж говорить о том, что все должно быть постирано и отглажено, вовремя принесено в гримерную, и вовсе не нужно. И так понятно. Но зато здесь ты в гуще жизни, событий.
Забавных случаев, связанных с одеждой и сценой, в памяти костюмера предостаточно. Навскидку вспоминаются две.
— Во время спектакля «Мирандолина» у актрисы Елены Махневой разошлась молния на платье. И Лена бочком, бочком – за кулисы и ко мне: «Сделай что-нибудь!». Чтобы прикрыть сломавшуюся молнию, пришлось обряжать актрису в шаль. Но ничего, доиграла… А актер Андрей Волошенко однажды впопыхах, быстро переодеваясь, надел комбинезон задом наперед. Хорошо, что роль у него была веселая, почти комедийная, так что общего впечатления этот смешно сидящий на нем комбинезон не испортил. Напротив, было очень весело!
Кстати, костюмы актерам нравятся не всегда. Но отказаться от придуманного художником образа актер, конечно, не может. Может только попросить что-то в костюме изменить.
— Вот Анта Колиниченко всегда привносит в свои костюмы что-то оригинальное: шарфик какой-нибудь, брошь…
Еще одна задача костюмера сохранять в порядке огромный гардероб театра. Оказывается, никто никогда не считал, сколько там хранится шляп, пар обуви, платьев, камзолов и многих других вещей. Если художнику требуется для постановки какая-то вещь, он просто спрашивает о ней у костюмера. А уж тот должен помнить, что у него хранится и где.
Хранилище, которое Наталья называет «моя вотчина» состоит из трех частей. Одна комната выделена для костюмов, в которых актеры работают в этом театральном сезоне. («Для идущих костюмов хранилище» — принято говорить в театре).
В другой по полочкам разложены «идущая обувь» и головные уборы, мимо которых, наверное, ни одна женщина спокойно не сможет пройти.
— Это шляпа из спектакля «Примадонны», — показывает Наталья. – А этот цилиндр, где только ни играл! А это шляпа из старого спектакля, который, если не ошибаюсь, назывался «Дама-невидимка». Хотите примерить?
— Конечно! – хором отвечаем мы. Третье хранилище, пожалуй, самое интересное. Во-первых, оно больше двух предыдущих, а во-вторых, здесь хочешь — не хочешь, а начнешь ностальгировать по прежним временам и угадывать какой костюм из какого спектакля. Потому что это архив: постановки, в которых играли платья и шляпы, хранящиеся здесь, в репертуар уже не входят.
— Эти костюмы мы даем напрокат горожанам, — говорит Наталья, бережно проводя рукой по парчовым и бархатным платьям. – Перед Новым годом многие тюменцы приходили в театр, просили что-то подобрать для карнавалов. Конечно, услуга не бесплатная, стоит как минимум 700 рублей. Но разве можно себе в таком удовольствии отказать, имея деньги?
Наталья смотрит в будущее с большой надеждой:
— Очень жду переезда в новое здание. Там все такое огромное! Мы, то есть работники разных цехов, уже все помещение между собой поделили: вам, дескать, левое крыло, нам — правое. Штат расширим: сегодня у нас только три костюмера. Да и работы станет больше. Интересной, разнообразной. Костюмер – очень важная профессия в театре. Вот все говорят: «Главное – это реквизит, парик, прическа». А я говорю: главное – это платье!
***
фото: так называемые «идущие костюмы»; Наталья Локтева; Оксана и театральная шляпа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта