X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Он помнит улыбку Гагарина

Михаил Иванович Поздняков. Родился 7 октября 1947 года в деревне Еловка Викуловского района. Выпускник Оренбургского высшего Краснознаменного военного авиационного училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина. Окончил школу летчиков-испытателей имени М.М. Громова и Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. Полковник. Ведущий летчик-испытатель 929-го Государственного летно-испытательного Центра ВВС имени В.П. Чкалова.
Заслуженный летчик-испытатель СССР. Заслуженный летчик-испытатель РФ. Звание Героя Российской Федерации присвоено 12 марта 1998 года.
С 1 декабря 1998 года вышел в запас. До 2001 года работал в качестве гражданского инженера-испытателя. Ныне консультант администрации Волгоградской области.
12 апреля 1961 года 13-летний Миша Поздняков вместе с немногочисленной деревенской детворой напряженно всматривался в хмурое небо. Он терпеливо ждал и надеялся на чудо. Вдруг да увидят они космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту?
Чуда, увы, не произошло. Оно случилось чуть позднее, Поздняков все же козырнул первому космонавту Земли, увидев в ответ известную на весь мир гагаринскую улыбку. Это произошло шесть лет спустя в далеком от его родной Еловки степном Оренбурге…
За это время сын комбайнера окончил Викуловскую среднюю школу и сделал первый шаг к осуществлению мечты — стать военным летчиком и космонавтом. В 1965-м курсант Поздняков принял присягу на плацу того самого училища летчиков, которое за восемь лет до этого окончил Юрий Гагарин.
Михаил Иванович и сегодня считает 31 июля 1967-го звездным днем своей жизни. Тогда он только-только окончил второй курс. Курсант впервые поднялся в небо на чехословацкой летной новинке — учебном самолете L-29 («Дельфин») и собирался на заслуженные каникулы в родную сторонку… Как вдруг по училищу разнеслась весть: Гагарин приезжает! Никто из курсантов в отпуск не поехал. Все ждали встречи.
«Юрий Алексеевич, чуть-чуть пополневший и раздавшийся в плечах, в повседневном полковничьем кителе, появился на плацу перед парадными «коробочками» курсантов. Прошел вдоль строя, отвечая на приветствия. Козырнул ему и я. Он ответил тем же и улыбнулся. Этот миг я запомнил на всю жизнь», — вспоминал позднее полковник Поздняков.
Оставшись в родном училище летчиком-инструктором, Михаил дважды подавал рапорт о зачислении- кандидатом в отряд космонавтов. Он так и не поднялся на околоземную орбиту, но несколько раз пролетел по самой кромочке между небом и космосом…
В 1974-м старший лейтенант Поздняков стал слушателем легендарной школы летчиков-испытателей, созданной по инициативе одного из великих пилотов современности Михаила Громова.
Два года спустя служебные пути-дороги привели сибиряка в… Золотую Орду. Офицер Поздняков получил назначение в знаменитый в летной среде ГЛИЦ — летно-испытательный центр в Ахтубинске, на месте средневекового города Сарай-Берке, столицы некогда могущественной татаро-монгольской державы. Разумеется, о временах хана Батыя в волжской степи ничего не напоминало. Зато воздух то и дело сотрясал гул авиационных двигателей.
Здесь прошла вся летная служба Позднякова. Он специализировался на доводке до кондиции после заводских испытаний бомбардировщиков, созданных в КБ Сухого, Туполева, Ильюшина и Мясищева.
«За время службы М.И. Поздняков принял участие в испытаниях Су-24, ТУ-22М-3, самолетов А-40 и А-50. Вершиной его пилотажного и испытательского искусства стало освоение крупнейшего отечественного сверхзвукового дальнего бомбардировщика ТУ-160 «Белый Лебедь» — говорится в характеристике одного из самых выдающихся испытателей нашего времени.
Не обошлось и без нештатных ситуаций. 1 декабря 1980 года экипаж Позднякова из четырех человек благополучно катапультировался после того как ТУ-23М3 вошел в штопор. «Однако эта капризная машина, в конце концов, стала послушной», — вспоминал позднее летчик-испытатель. Кстати, Ту-22М-3 летают по сей день…
На счету Михаила Позднякова есть и мировые рекорды. 31 октября 1989 года он в качестве второго пилота в экипаже Бориса Веремея установил мировой рекорд на Ту-160 по сложности и дальности полета.
Пилотировал Михаил Иванович и уникальный самолет Ту-126.
В марте 1998-го кавалер ордена Красной Звезды полковник Михаил Поздняков получил в Георгиевском зале Кремля медаль «Золотая Звезда».
По выслуге лет и налету часов он уволился из ГЛИЦа. Однако отдыхал только три месяца…
Место отца в летном расписании занял его сын, недавно окончивший Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.
***
фото: Михаил Поздняков (фото 2007 года); самолет ТУ-160 в полете.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта