Карта
«… На любой географической карте ты найдешь привет от твоего Монтигомо-Ястребиный Коготь».
Вениамин Каверин «Два капитана».
В коридоре нашей редакции есть большая – два на два с половиной метра – карта города. Раньше она висела в кабинете мэра. Я помню, как ее разглядывали важные гости, приезжавшие к Киричуку – Мартин Бирманн, обер-бургомистр Целле, сменявшие друг друга американские и английские консулы из Екатеринбурга, журналисты из заморских стран. Потом карта, отпечатанная в 2000 году, устарела, ее выставили куда-то в коридор. Так она досталась нам.
Когда мы начали проект «Окраина», я видел, как очередная бригада – журналист и фоторепортер – подолгу стояла у этой карты, выбирая маршрут позаковыристей. На этой карте мы углядели улицы Высоцкого и Анны Ахматовой (в коттеджном поселке за деревней Быковой). Потом еще одну, с забавным названием – улица Красный Переулок. Вычерчивали маршрут, когда нашли самую прихотливую – Береговую, наверное, вторую в городе по протяженности, хотя фактически Береговая – только половинка улицы. Потому что у нее всего одна сторона. А другая – река…
Кажется, что систематизировать улицы Тюмени – проще простого. Больше половины из них – это названия других городов: Казанская, Калужская, Карагандинская, Каширская, Курганская… Понятно. Город расширялся быстрее, чем работала комиссия по топонимике, если, конечно, таковая была в то бурное время, когда стирали с карты старорежимные наименования и наносили другие, соответствующие моменту. Все было политкорректно, хотя появление в Матмасах улицы Венской ни с какой точки не объяснимо.
Или – улица Тургенева, история которой удивительна для страны. Так ее назвали колчаковские офицеры 26 октября 1918 года (по старому стилю), когда исполнилось 100 лет со дня рождения писателя. Когда большевики вернулись – 8 августа 1919 года, оказалось, что против автора романов «Накануне» и «Отцы и дети» они ничего не имеют. Так что в октябре нынешнего года можно праздновать 90-летие этого события.
Улицы переименовывались бурно. Спасли экспедицию затонувшего в Чукотском море парохода «Челюскин» – в центре Тюмени появилась соответствующая улица. Экспедицией командовал академик Шмидт, и в Тюмени эта фамилия на табличках имеется. Даже дважды – в Матмасах и на Крестьянских местах. Возможно, это были разные Шмидты. Ведь в советской истории есть три героя с такой фамилией – академик Отто Юльевич Шмидт, командир восставших матросов на крейсере «Очаков» Петр Петрович Шмидт и московский фабрикант Николай Шмидт, завещавший свое богатство партии большевиков. К кому из них относится какая улица, еще предстоит разбираться и уточнять.
Странным образом, видимо, по недосмотру, присутствуют на карте противоречащие друг другу названия – улица председателя ОГПУ Менжинского, исполнявшего решение о многомиллионной крестьянской ссылке, и другая – Потемкина. Широким тюменским массам вряд ли известен другой Потемкин, кроме князя Таврического, строителя известных деревень. Потемкин-то, может быть, и другой, а вот Менжинский – точно этот самый.
… Интересно читать карту, что висит в редакционном коридоре. Целый мир перелистываешь – улица Республиканец, улица Журавлиная (надо будет свозить туда Крапивина, ему понравится). Целый ряд улиц, названных именами людей, перевернувших историю города, области, страны, – Эрвье, Муравленко, Топчев. А всего-то продолговатая табличка с буквами.