X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Против кого дружат «бензиновые короли»?

Ненадолго же хватило эффекта мер, предпринятых в июле правительством РФ для стабилизации цен на топливо!

После того, как оптовые цены на бензин за первые шесть месяцев 2018 года поднялись на 30 процентов, а розничные — на 10 процентов, антимонопольная служба взяла их на ежедневный контроль.

Тогда причиной подорожания назвали «налоговое бремя». Правительство РФ пошло навстречу нефтяным компаниям и уменьшило акцизы. На какое-то время стоимость бензина стабилизировалась. Но уже в сентябре операторы АЗС опять начали с завидным постоянством менять ценники на рекламных баннерах. А на форумах автомобилистов появились призывы бойкотировать покупку бензина хотя бы в выходные дни.

Вряд ли нашим водителям удастся проявить всеобщую солидарность. А главное, приведет ли она к ожидаемому результату? Eсли кто и пострадает от бойкота, то, в первую очередь, розница, а хозяева АЗС и так уже теряют в прибыли. Звучит парадоксально, но повышение цен на топливо ударило и по их кошелькам. С того момента, как оптовики начали накручивать ценник, у розничной торговли стала прямо пропорционально сокращаться маржа. Помните, те самые 30 и 10 процентов с начала года?

Уличить нефтяные компании в картельном сговоре антимонопольной службе не удалось.

— У нас был выявлен сговор в 2008 году между нефтяными компаниями «Лукойл», «Газпром» и владельцем заправок «Н1», — напоминает руководитель тюменского УФАС Игорь Веретенников. — Тогда эти компании устанавливали одинаковые цены на автозаправочных станциях. Сейчас мы такого не видим, наоборот, компании конкурируют между собой и устанавливают различные цены. При этом многие АЗС применяют системы лояльности, используют бонусные карты и иные маркетинговые приемы. Информация о наличии признаков картелей в оптовом звене также отсутствует.

Но отсутствие информации о сговоре не всегда означает отсутствие самого сговора. Во всяком случае, по мнению представителей Московской топливной ассоциации, с рыночными факторами повышение цен никак не связано. Ни себестоимость добычи, ни логистика, ни налоги так сильно не изменились. Дело, считают они, в другом: цены на оптовом рынке привязаны к биржевой торговле, и некоторые игроки искусственно управляют ими, совершая сделки через подставные компании.

Делается это не только с целью сиюминутного обогащения, но и с дальним прицелом — выдавить с рынка малый бизнес — владельцев одиночных АЗС. Искусственный рост оптовых цен вынуждает розничных игроков сдерживать цены, работая себе в убыток. И им ничего не остается, как продавать бизнес более крупным игрокам — по сходной цене. Это, утверждают знакомые с ситуацией люди, происходит уже сейчас. В том числе и в Тюменской области. В итоге весь рынок может оказаться поделенным между тремя-четырьмя крупными компаниями.

К чему это приведет? Скоро увидим. А пока цены на бензин, дизтопливо, а вместе с ними и газ, продолжают расти. И, по мнению аналитиков, останавливаться не собираются.

Р.S. Когда материал уже был сверстан в печать, появилось сообщение, что биржевые цены на нефтепродукты по итогам торгов в четверг упали на несколько процентов на фоне достигнутых в среду вечером договоренностей правительства и нефтяников о сдерживании цен в опте до конца марта 2019 года.

ФОТО АЛEКСАНДРА ТАРАСОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта