X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В колонии никто не застрахован

Тюменские правозащитники помогли матери застраховать жизнь и здоровье осужденного сына, отправленного отбывать наказание за пределы нашей области.

Это один из немногих случаев, когда получилось застраховать человека, находящегося в местах лишения свободы. Искать фирму, готовую взяться за подобное дело, пришлось долго. Нашли в Москве. Сотрудники региональных филиалов крупных страховых компаний только разводили руками: от укуса клеща застраховать можем, выезжающего за границу — тоже. А полисов для тех, кто оказался в заключении, не предусмотрено. Увы.

— Хотя можно оспорить отказ, написав официальное письмо в головной офис страховой компании. А если и оттуда придет отрицательный ответ, то обратиться в суд: на каких основаниях осужденному отказывают в страховании? Да, человек, чей приговор вступил в силу, лишается некоторых гражданских прав, но не конституционного права на жизнь и сохранение здоровья, — говорит Армен Мкртумян, председатель общественного совета при УФСИН по Тюменской области, руководитель некоммерческого партнерства «Ассоциация тюремных служителей».

Другое дело, что родственникам осужденного недосуг бегать по судам с такими заявлениями. Обычно они сталкиваются с необходимостью застраховать близкого, когда неожиданно выясняется: того этапируют в «нехорошую» колонию. Или он сообщил о насилии со стороны сотрудников пенитенциарной системы либо других осужденных.

В такой ситуации действовать надо быстро. А если быстро не получается, как чаще всего и бывает, то вопрос неизбежно заминают: до следующего тревожного известия, пришедшего в чью-нибудь семью из тюрьмы. Или до следующего видеосвидетельства пыток в какой-нибудь колонии, выложенного в Сеть на всеобщее обозрение. Тогда-то в очередной раз и поднимается волна негодования: в цивилизованном государстве быть такого не должно!

Пенитенциарная система, подрывающая здоровье и ломающая психику, впоследствии отрыгнет обществу не исправившегося и трудоспособного человека, а озлобленного больного иждивенца.

— Это к вопросу о том, почему страхование осужденных важно не только для самих осужденных, их родственников и людей, занимающихся обеспечением прав граждан в местах лишения свободы. Но и для всей страны, — продолжает Армен Робикович. — Об обязательном страховании жизни и здоровья осужденных говорят не первый год, но ничего в этом направлении пока кардинально не меняется. Мы общаемся с коллегами из других регионов, там ситуация обстоит точно так же, как и у нас. Пару раз в год кого-нибудь страхуют, и только.

На одной из последних встреч общественники приняли решение: выступить с законодательной инициативой об обязательном страховании людей, находящихся в местах лишения свободы. Такая практика, по словам Армена Мкртумяна, существует в других странах. Это раз. Два: есть российские страховые компании, которые берутся-таки предоставлять подобную — пока нестандартную — услугу. Значит, и все остальные могут. Осталось создать правовую базу, которая будет четко регулировать процедуру.

— В данный момент страховые не хотят браться за эту работу, потому что не знают, каким образом ее выполнять — как фиксировать страховые случаи в учреждениях ФСИН, какой должен быть список этих страховых случаев, как избежать мошенничества со стороны застрахованных, — говорит Армен Робикович. — Как только появятся четкие рекомендации на этот счет, они начнут работать. Ведь это дополнительная клиентская база, да еще какая…

По официальной информации ФСИН России, на 1 сентября 2018 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 582889 человек. Общественники уверены, что обязательное страхование жизни и здоровья обеспечит полноценное будущее после освобождения многим из них. А значит, и их семьям.

Во-первых, сведет к минимуму случаи насилия в учреждениях УИС — ведь если страховая установит, что подследственный или осужденный получил травму по вине сотрудников учреждения, то будет направлять в адрес подразделения регрессивный иск.

Во-вторых, благодаря страховке, нуждающиеся в дополнительном усиленном лечении подследственные и осужденные получат его. А это позволит купировать, например, туберкулез еще в колонии, а не выпускать осужденного в социум больным.

Кто выступит страхователем? Родственники, друзья, работодатели… На случай, если у человека, оказавшегося за решеткой, нет ни тех, ни других, ни третьих, необходимо предусмотреть государственную поддержку, считают общественники. Подробно изложить свои предложения они намерены в обращении, которое направят сразу по четырем адресам: в Госдуму, общественную палату Российской Федерации, министерство юстиции РФ и ФСИН России.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Общественники считают, что обязательное страхование находящихся в местах лишения свободы — это их шанс выйти за забор трудоспособными.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта