Да как это понимать?!
С холста на меня смотрят глазные яблоки, лежащие на синем столе. Над ними — переспелый банан.
Эту странную картину молодой художницы Ксении Сении я ставлю на третье место моего личного рейтинга.
Выставка молодых художников «Отлично» недавно открылась в «Космосе». Организаторы вдохновились всероссийским проектом о современном искусстве «Не Москва». Пригласили 14 авторов, и они все вместе на суд зрителей принесли больше сотни работ.
— Я знаю в Тюмени талантливых ребят, многие из которых пишут работы в стол. Нам очень хочется познакомить город с ними и современным искусством, — рассказывает Артур Гиниятуллин, один из организаторов выставки. — В «Космосе» нам хотелось раскрепостить художников и дизайнеров, показать им, что они могут заявить о себе и в Тюмени есть место для этого.
О современном искусстве говорят много и не всегда положительно. Оценки зрителей варьируются от «моя пятилетняя дочка нарисовала бы лучше» до «это прорыв, за который стоит заплатить миллионы долларов». В Тюмени, по мнению организаторов, к современному искусству пока не привыкли.
— Перед открытием была лекция, — говорит Артур Гиниятуллин. — Искусствовед рассказал, как правильно ходить в галереи. Немного подготовил зрителей, и только потом мы их запустили в пространство нашей инсталляции.
За объяснениями можно обращаться и к самим художникам: распечатки их интервью сопровождают работы.
Кстати, составлять личный рейтинг, о котором я говорила выше, — это один из способов научиться воспринимать работы современных авторов. Eго мне подсказала американская художница тюменского происхождения Наталья Львова.
— В первую очередь стоит хорошенечко поесть: современное искусство на голодный желудок не воспринимается, — шутит Наталья. — Eще попробуйте не понять, а почувствовать, что хотел сказать художник. И распределить понравившиеся работы на первое, второе и третье, на ваш взгляд, место. А после этого — прочитать об этих работах и художниках.
Чтобы непонятное актуальное искусство стало более симпатичным, я, как и организаторы выставки «Отлично», обратилась за советом к профессионалам:
— Когда речь идет о современном искусстве, то чаще всего имеется в виду концептуальное или его разновидность — актуальное искусство, — рассказывает Марина Жабровец, профессор института культуры. — По сути, и то, и другое — не совсем искусство. Это, скорее, подступ к нему, разведка новых путей, идей и средств. Поиск вполне самодостаточный. Он важнее результата, так как не нуждается в эстетических оценках, в денежном эквиваленте или достижении музейного статуса как гаранта исторической состоятельности.
Именно поиском новых средств занимается студентка-дизайнер Алина Халлидулина, представляющая свои работы на выставке. Недавно в ее творческую жизнь ворвался. цемент.
— На одно из практических занятий наш преподаватель пригласил друга. А тот принес бетонный блок, — рассказывает Алина. — Бетон — не самый типичный материал в дизайне, но мне безумно понравилось. Я притащила домой мешок цемента, напугала родителей. Могу дать один совет: разводите его немного и в той посуде, которую выкинуть не жалко.
Пока Алина занимается тем, что делает горшки из бетона с вплетением в него дерева, золотого напыления и витражных красок.
— Современное искусство — это попытка высказаться, — объясняет Марина Жабровец. — Обращение к современникам. Новая коммуникация, выраженная ассоциативным языком. Как правило, не традиционным, а провокативным. Нас намеренно хотят задеть, выбить из привычной колеи восприятия, втянуть в диалог, спор, размышления, представить нам свою концепцию мира. Они имеют на это право. И мы имеем право выбирать себе собеседника. Главное — не торопиться закрывать глаза и уши, пробегая мимо.
ФОТО ГАЛИ БEЗБОРОДОВОЙ
***
фото: