X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Связанные одной проблемой, или Папа, пожалуйста, не надо

Клубок шерстяных ниток, ватман с нарисованным деревом, мягкий «мячик радости», набитый гречкой… Эти простые вещи нужны психологу Eлене Штанько для занятий с очень непростыми подопечными.

…- Я Аркадий, адекватный. Я Женя, добрый. Я Игорь, веселый, — с этими словами осужденные исправительной колонии N 1 бросают друг другу мячик.

— Это их погоняла что ли? — спрашиваю у сотрудников колонии, которые привели осужденных в кабинет для психологических занятий.

— Вы что! Погоняла у них совсем не такие веселые.

Как, собственно, и личные дела, где значатся не только количество «ходок» (в ИК-1 отбывают наказание не по первому разу), но и отметки о пристрастии к алкоголю или наркотическим веществам. А то и к тому, и другому сразу. Таких осужденных в «копейке» немало — большинство из них, собственно, и преступления-то совершили по пьяни или под действием наркотиков.

Полгода назад в ИК-1 начали работать с зависимыми по новой ведомственной программе — их объединили в экспериментальный отряд. И теперь каждый день они встречаются со специалистами местной психологической лаборатории.

— По добровольному согласию, — рассказывает Наталья Прокопенко, начальник психологической службы УФСИН России по Тюменской области. — Пока свое согласие заниматься по программе подтвердили 84 осужденных.

Конечно же, сотрудники понимают, что среди девяти сотен людей, находящихся сейчас в «копейке», зависимых гораздо больше. Но понимают они и то, что без собственного желания осужденного ничего не изменить. Вот и помогают тем, кто готов принять помощь. Ну или говорит, что готов…

— А потому что куда дальше-то? — задает риторический вопрос Аркадий.

Это он назвал себя адекватным, когда Eлена Николаевна попросила осужденных придумать для самих себя ту характеристику, какой бы хотели соответствовать. Аркадий признается, что долгие годы, будучи на воле, он редко находился в адекватном состоянии. Начал с травки, потом перешел на серьезные наркотики, не брезговал и алкоголем. Потерял работу, нормальных друзей, жену, дочку…

— А внука вообще видел только однажды. И то случайно. Встретил дочку с ним на улице, подошел, чтобы познакомиться и обнять, а дочка попросила: «Папа, пожалуйста, не надо!» Схватила сына за руку и убежала. Переживала, что напугаю ребенка, да и просто, наверное, ей стало стыдно за меня, ведь я и в тот момент был под наркотой.

Eлена Штанько дает своим подопечным клубок ниток, просит разматывать его, передавая от одного другому. И пусть каждый скажет, что и кого он потерял из-за пагубной привычки.

— Свободу. — Отношения с близкими. — Здоровье. — Способность общаться с людьми. — Ум. — Я потерял себя… Теперь им надо порвать эту нить.

Символ того, что они рвут со своим прошлым образом жизни.

Александр Тарасов

— А вот это сложнее всего, — продолжает Наталья Прокопенко. — Eсли у осужденного на свободе нет семьи или друзей, которые поддержат его желание избавиться от зависимости, то вероятнее всего он вернется к прежнему. Увы, даже серьезно настроенные люди без поддержки близких практически не способны справиться с пагубным пристрастием. Поэтому наша работа предусматривает общение с родственниками осужденных, сотрудничество с реабилитационными центрами и общественными организациями, готовыми продолжить то, что начали мы, но уже на свободе.

Смотрят психологи и за тем, чтобы более «тяжелые» подопечные не оказывали негативного влияния на тех, кого проблема коснулась еще не настолько серьезно. С «тяжелыми» занимаются психиатры.

— Помощь специалистов в любом случае необходима и тем, и другим, — считает Наталья Владимировна. — Сама по себе вынужденная ремиссия, в которой находятся осужденные во время пребывания в исправительном учреждении, — не панацея.

Да, некоторая часть осужденных — в силу своих убеждений — относится к психологическим тренингам скептически. Дескать, еще они листики на бумажные деревья не клеили — не дети же!

Только вот совсем не на детские мысли наводят листики, на которых надо написать, с какими бедами пришлось столкнуться человеку из-за алкоголя и наркотиков. И сколько бед этот человек причинил другим людям: близким и незнакомым. Страшные мрачные слова выводят осужденные шариковыми ручками на кусочках цветной бумаги.

А Eлена Штанько уверяет их, что еще не поздно посадить вместо этого дерева с прогнившим стволом и пожухшими листьями новое. И каждый его листок будет с добрым пожеланием.

Пожелания у людей, которые умудрились потерять практически все, хоть и нехитрые, но трудно исполнимые. Например, Аркадий мечтает, чтобы внук его больше никогда не боялся, а дочке не было за него стыдно.

***
фото: Шерстяная нить в руках заключенных ;Елена Штанько ведет занятие.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта