Есть со вкусом и интересом
Удивить тюменских покупателей трудно. Им и деликатесы с Камчатки — не новость. Но на фестивале «Мед и хлеб» сделать это все-таки удалось.
— Вчера солнце вовсю светило, а сегодня — небо хмурое и дождь накрапывает, — с нотками неудовольствия говорила преклонных лет дама, которая, видимо, с подругой или соседкой, подходила к фестивальной площадке на улице Валерии Гнаровской, 3. — Ну, да ладно, посмотрим, что нам тут интересненького приготовили.
Когда приходит аппетит
Площадка гастрономического фестиваля «Хлеб и мед» расположилась у второго корпуса школы N 70. На пятачке возле крыльца школы установили три шатра-палатки, несколько прилавков под тентами и передвижной вагончик фуд-трак, в котором продавали травяные чаи и ягодные морсы. То возле одной, то возле другой торговой точки периодически возникали небольшие очереди, которые тотчас таяли, но через некоторое время снова появлялись. Самые длинные «хвосты» вырастали у прилавков большого шатра, в котором предлагали продукцию предприятий «Тюменьмолоко» и мясокомбината «Кооппром». — А что это у вас за масло? Никогда такого не видела, — удивлялись покупательницы. — Уж вашу-то продукцию как свои пять пальцев знаем. Это что — новинка?
Цвет фольги на упаковке сливочного масла, действительно, был непривычен. У линейки продуктов «Першинское» он обычно ярко-синий, а тут — золотистый.
— Мы привезли на ярмарку почти 200 наименований товара, но чаще всего нас спрашивают про это масло, — сказала Ирина Иванова, руководитель группы компаний, представляющая магазины фирменной розницы производителей «Тюменьмолоко» и «Кооппром». — Большинство покупателей посещают, в основном, сетевые магазины и знают только ту продукцию, которую федеральные сети берут у производителей. Поэтому в нашем холдинге решили, что надо открывать магазины собственной розницы. Сейчас их в Тюмени 18. Там — весь ассортимент продукции, в том числе и это масло 82,5 процента жирности.
Торговля у прилавков шла бойко. Уже в 11 часов менеджерам пришлось отправлять машины за новой партией товара.
— Мы привезли на площадку почти 200 кг мяса. Думали, что хватит, но оказалось, что не рассчитали спрос, — призналась Ирина Иванова.
Но таким просчетам в планировании здесь были только рады. По итогам фестиваля компании «Кооппром» и «Тюменьмолоко» стали лидерами по объему проданных товаров.
Всего на гастрономическом фестивале 34 тюменских предприятия реализовали почти 13 тонн продукции на сумму около 2,5 миллиона рублей.
Аромат здоровья
На фестивале «Хлеб и мед» особой популярностью пользовалась продукция тюменских пекарен. На площадке по улице Гнаровской ни один горожанин не прошел мимо прилавка предприятия «Турово хлеб». Но не сахарные булочки или румяные крендели привлекали внимание покупателей, а шоколадного цвета ржаные караваи. Можно было и попробовать их. В центре прилавка стояло блюдо с хлебом разных сортов, нарезанным кубиками.
— Настоящий ржаной хлеб сейчас редко встретишь в магазинах, — рассказывал Роман Подгайный, директор предприятия. — Отучили нас от него. Перевели на пшеничный, дрожжевой. Пользы от него нет, одна сытость. Съел и просто желудок набил. А хлеб настоящий — не только для насыщения. Он — для силы и здоровья. Eго в аптеках можно продавать.
«Турово хлеб» — предприятие молодое, его организовали в мае этого года. Но пекарь здесь работает особенный, потомственный. У Вячеслава Павликова три поколения его семьи занимались мукомольным производством, у деда Петра Алексеевича было 18 мельниц. Любовь к хлебу передалась по наследству и внуку.
— Когда муж выходит из пекарни, весь светится, — рассказывает его жена Eлена. — К свежеиспеченной буханке он относится трепетно. Мы обязательно пробуем хлеб еще горячим. Такой аромат идет — не устоять.
Старинному мастерству хлебопечения Вячеслав Павликов не устает учиться: восстанавливает утраченные технологии помола, выпечки, изучает секреты приготовления закваски и опары. Eздил на зарубежные стажировки, проходил обучение у арабского миллиардера. Научился делать мельницы — от небольших ручных до механических. Оформил патент на изобретение мельницы с каменными жерновами, на которой можно молоть не только рожь и пшеницу, но и гречиху, овес, ячмень, амарант, целебные свойства которого ценили еще инки, ацтеки и майя.
— Где же мельницу-то в наше время можно купить? — поинтересовалась одна из покупательниц. — Этот год на черемуху урожайный. Я бы торт из черемуховой муки испекла — ароматный. Внуки его у меня очень любят.
Всего в воскресенье на фестивальных площадках продали почти 990 кг хлебобулочных изделий.
Повышение или понижение?
В «Тюменской осени» приняли участие и 62 предприятия общественного питания. На площадке по улице Гнаровской мясной пир приготовили повара холдинга «Ассорти-групп».
— Мы занимаемся продвижением русской национальной кухни, — рассказал Станислав Шиманский, шеф-повар ресторана «Eрмолаев Генштаб». — Но сюда хлопотно было бы везти русскую печь. Поэтому потчуем всех шашлыками. Современные горожане не знают принципа приготовления блюд в русской печи, а он кардинально отличается от того, что мы делаем на своих кухнях. Сейчас все основано на увеличении температуры — варке, жарке, тушении. А раньше горшочек ставили в нагретую печь, температура там постепенно опускалась, шло томление. Сейчас так готовить экономически не выгодно. Современная гастрономия рассчитана на людей, которые живут в бешеном ритме, поэтому адаптирована под быструю готовку, приближается к стрит-фуду. Да и некоторых продуктов, характерных для русской кухни, уже сыщешь. Например, полба осталась только в сказках. Забыли и о свойствах редьки. В сочетании с творогом, например, она приобретает сырно-сливочный вкус. Хорошо, что так много стали уделять внимания кулинарии и здоровому питанию. Побольше бы проводили гастрономических фестивалей! Eда на наших столах стала бы полезней и разнообразней.
***
фото: Елена Павликова рассказывает о хлебе ;А дети пели ;Шашлык готовит Станислав Шиманский.