X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Здесь «ЛЕФ» и «СФИНКС»

На клавиатуре ноутбука есть необычные кнопки: «Будильник», «Охрана», «Свет», «TV» — в общем, все то, что сегодня принято называть системой «Умный дом». Только вот придумали этот ноутбук в 1986 году.

Это чудо советской техники называется суперфункциональным информационно-коммуникационным комплексом «СФИНКС». Сегодня его можно увидеть на выставке «История российского дизайна» в музее имени Словцова. Оранжевый, с треугольными кнопками, он словно пришел из советской фантастики. Но фантастикой не был.

— В то время были все технологические возможности для создания такого комплекса, поэтому к нему заказали дизайн, — рассказывает Александра Санькова, директор Московского музея дизайна. — Но плановая экономика неповоротлива, поэтому «СФИНКС» так и остался макетом.

Московский музей дизайна привез в Тюмень наиболее впечатляющие экспонаты трех эпох: конструктивизма, советского периода и современного дизайна. Кстати, до сих пор советский дизайн изучают в институтах всего мира в качестве примера авангардного прорыва. И как минимум один советский дизайнер должен быть всем знаком — Казимир Малевич.

— Однажды к Малевичу пришли гости и скромно попросили у него полчашечки чая, — рассказывает Александра Санькова. — Так и появился чайный сервиз Малевича.

Чашки в нем — действительно половинки: одна сторона полукруглая, другая — ровная, словно чашку разрезали пополам.

— Когда мы забирали этот сервиз у хозяйки, она отдала его с радостью, — говорит Александра. — Так и сказала: «Не знала, что с ними делать, из этого пить невозможно, слава богу, вам пригодились!»

Эпоха конструктивизма пришлась на непростые 1917-1935 годы. Тогда было принято разрушать старое до основания, чтобы на обломках строить новое. Не всегда эти опыты давали жизнеспособные результаты, зато поражали новизной. Особенно мощно дизайнерская мысль развернулась в печати — появилось понятие фотомонтажа. Это задолго до эпохи фотошопа! Журнал «ЛEФ» напечатал даже что-то вроде фото-комикса с Владимиром Лениным в главной роли. А «первый российский копирайтер» Владимир Маяковский в тандеме с художником Александром Родченко создавал шедевры рекламного дизайна. Вот, например, запоминающийся слоган: «Товарищи, не спорьте! В нашей силе — наше право. А в чем сила? В этом какао».

Придумывали дизайнеры и функциональные, комфортные машины, мебель, рисунки для ткани и одежду, которые выглядят актуальными даже сегодня. Но почти ничто из этого не стало предметом обихода советских граждан, у которых денег не было. Зато были революция, война, распад СССР и многое другое.

— Россия пережила много исторических катастроф. На этом фоне дизайн никогда не был чем-то важным, а имена наших дизайнеров не были известны, — рассказывает Александра Санькова. — Разработки лондонских дизайнеров сразу забирали музеи. А некоторые модели наших безвозвратно утеряны. Своей выставкой мы пытаемся исправить эту историческую несправедливость.

Обсудили на выставке и дизайн современный, городской. Благо, присутствовали Eлена Eремина, директор городского департамента потребительского рынка, Геннадий Вершинин, член Союза дизайнеров, и работающие в нашем городе архитекторы.

— Сегодня сформирована крепкая школа тюменского дизайна, — считает Геннадий Вершинин. — И лучшие ее представители не уезжают в Москву или за границу, как раньше, а остаются здесь.

И здесь они проектируют уникальные дома, применяют необычный подход к реставрации зданий. Один из представленных дизайнером проектов одобрен заказчиком — это современный парк в Восточном округе.

— Я уверен, что он спроектирован даже лучше «Зарядья», — утверждает Геннадий Вершинин.

На представленных им изображениях парка видны навесные многоуровневые дороги и необычные фонари.

ГАЛЯ БЕЗБОРОДОВА

— Владимир Якушев, будучи губернатором, подключил дизайнеров к оформлению городского пространства, — говорит Геннадий Вершинин. — Так мы стали первым городом, который вступил в борьбу с наружной рекламой и добился в этом успехов.

Правда, по мнению Вершинина, тюменский городской дизайн не идеален. Виновата в этом наша обособленность друг от друга и художественная неграмотность. Например, украшая свое здание или территорию около него, владельцы редко считаются с тем, что вокруг. Эта проблема следствие другой — в 90-е исчезла должность «городской архитектор».

Как положительный пример Геннадий Вершинин привел Eвропу. Например, владельцы магазинов Лондона с помощью манекенов, надписей и своих товаров, выставленных в витринах, рассказывают целые истории и поднимают актуальные проблемы. Мы же пока творческим подходом похвастаться не можем. Впрочем, со временем, уверен дизайнер, хорошее вытеснит плохое.

***
фото: Александра Санькова;Перспективное такси

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта