Как это делалось?
Герой кинофильма «Москва слезам не верит» Гоша (он же Гога, он же Жора) придумал оригинальный способ рассказать любимой женщине о себе.
Просто пригласил ее на пикник по поводу своего дня рождения и дал возможность побеседовать со своими друзьями. Скоро день рождения «Тюменского курьера», ему исполняется 25 лет. Почему бы о том, как начинался «Курьер», не расспросить тех, благодаря кому это рождение состоялось?
Константин Малых, журналист:
— Мы все работали в «Тюменских известиях»: я, Женя Гольдберг, Рафаэль Соломонович (он был заместителем главного редактора) и еще трое компьютерщиков. Рафаэль Соломонович вынашивал идею создания собственной газеты. Он поделился своими мыслями со мной. «Тюменские известия» были уже устоявшимся изданием. А новая газета — это полный простор для творчества. Мы вместе все придумывали, начиная от названия.
Мы были молоды. Куча энергии, идей. И только у Рафаэля Соломоновича за плечами был богатый жизненный опыт. Он и занимался всеми административными вопросами — от помещения до набора кадров и технического оснащения редакции. Перед нами поставил задачу: разработать модель газеты. Нас было четверо компьютерщиков. Мы в паре с Андреем Соколовым нарисовали вариант, который вы и сейчас видите перед собой.
Старый газетный формат подразумевал, что на первой полосе, максимум, пара колонок новостей, а остальная площадь — под передовицу и центральный снимок. Мы же хотели сделать «Курьер» динамичным, живым и информативным. Тогда ведь газета была, можно сказать, основным источником информации. А интернета вообще не было.
Мы сразу решили, что первая полоса полностью информационная. Много позже я обратил внимание, что этот принцип использовался в газетах начала прошлого века. Как известно, все новое — хорошо забытое старое.
Андрей Соколов, программист-дизайнер:
— Так получилось, что мы с приятелем Димой Курановым переводили тюменские газеты с линотипов (помните, раньше на таких машинах работали типографии?) на компьютерную верстку. Мы учились в институте на инженеров-системотехников (теперь их называют программистами или айтишниками) и подрабатывали в «Тюмень-АСУнефти». И вот, когда случился газетный бум, появилось много новых изданий, тюменская типография перестала справляться с таким количеством заказов. И газете «Красное знамя», главным редактором которой была Лариса Вохмина, стали отказывать в наборе на линотипе. Тогда они решили печататься на пленке. И так как в Тюмени на тот момент специалистов компьютерной верстки не было, нас пригласили в газету верстальщиками. Возможно, мы были не единственными, но одними из первых точно. «Красное знамя» стало первой газетой, которую полностью сделали на компьютере. А потом Юрий Лукич Мандрика, он в то время работал в «Тюменских известиях», заприметил это и перетащил нас к себе. После мы еще несколько редакций помогали переводить на компьютерную верстку и печать.
Интересно, что по части компьютеризации печати Тюмень обогнала Eкатеринбург. Это ведь очень затратное дело: дорогостоящие компьютеры, лазерный принтер, пленка. Да и многие журналисты с неохотой переходили на компьютерный набор. Eще какое-то время было так: журналисты писали тексты от руки или печатали на машинке, а потом отдавали их машинисткам. Те набирали на компьютере, вносили поправки. Мы все это верстали и распечатывали на такой серенькой бумаге. Каждая полоса — на девяти листах… Сейчас, конечно, совсем другое дело: готовый файл передается вечером по сети в типографию, а утром ты забираешь тираж.
Мы же, помню, первый номер делали до ночи. Потом все вместе поехали в типографию. Дождались, пока отпечатают тираж, взяли несколько пачек и пошли разносить газету по почтовым ящикам. До утра разносили. Возвращались в редакцию уже в восьмом часу, я встретил по дороге полусонного однокурсника и вручил ему этот самый первый номер. Так радостно было на душе, все были на подъеме.
Дмитрий Жилин, художник:
— В то время я только окончил архитектурный институт и искал работу. Узнал от товарища, что новой газете нужен дизайнер. А так как в студенчестве сотрудничал с газетами «Согласие» и «Аиф», то мне это было интересно.
Попал к Инессе Алексеевне, она работала заместителем главного редактора, кажется. Чудесная женщина, спокойная, интеллигентная, с чувством юмора. Она и ввела в курс дела.
А коллектив молодой, творческий, мне там сразу понравилось. С некоторыми ребятами мы до сих пор в приятельских отношениях. Рафаэля Соломоновича вообще считаю своим учителем.
Я ни от какой работы не отказывался. Сначала был дизайнером-верстальщиком, потом стал рисовать карикатуры, шаржи, просто иллюстрации к текстам. Нет подходящего снимка — я нарисую, они поставят. Леня Ткачук, помню, писал четверостишия на злобу дня, а я к ним — карикатуры.
Первую табличку у двери редакции с надписью «Тюменский курьер», помню, сделал на какой-то металлической пластине, кустарно. Вырезал буквы по трафарету. Первое время мы вообще всю газету, можно сказать, делали на коленке. Мебели мало, голые стены. А там, где сейчас кабинет главного редактора, была вентиляционная.
Помню, в редакцию много разных интересных людей приходило. Вообще интересное было время.
Инесса Клепикова, «правая рука» главного редактора, журналист:
— Позвонил Рафаэль Соломонович и предложил работать его помощником. Газета — это ведь не только творчество. И мне интересно было поработать с Гольдбергом, с опытным человеком.
Сначала у нас был очень маленький штат, три-четыре журналиста, включая Рафаэля Соломоновича и Женю Гольдберг. Я тоже писала. Довольно быстро появились внештатники. Помню фотокора Сережу Русанова.
Темы для материалов выбирали разные, но главным событием всегда была Тюмень. Все вопросы, которые волновали людей, и сами люди, — все это мы старались отражать в газете.
Коллектив был дружный, ребята все очень хорошие. Первый номер делали до утра. В типографию отнесли уже где-то в 4 часа. А потом ходили по городу и раздавали людям бесплатно. На нас поначалу смотрели с недоверием, даже люди из мэрии. А потом газету быстро узнали и уже ждали свежие номера.
***
фото: