Музыкальный код Франции
— В этой песне есть несколько героев: философ, пианист, альтистка.
Так, с предыстории, певица Катерина Змановская начинает почти каждую свою композицию. Нашу историю тоже можно начать с перечисления персонажей. Как-то встретились контрабасист, вечно смахивающий со лба непослушные кудри, улыбчивый гитарист, молчаливая аккордеонистка и маленькая Катерина, влюбленная во Францию. Вместе они создали группу «Визави».
Хотя можно начать историю и иначе. Например, с известного художника Олега Федорова, который читает лекции о других живописцах. Он читает стихи, включает музыку, показывает кадры из фильмов и полностью погружает в мир тех художников, о которых говорит.
Или вообще начать с девушки, стоящей на мосту в Париже и не решающейся прыгнуть.
Но лучше рассказать о том, что их объединяет. В Доме печати проходят недели культуры разных стран. Прошлая была посвящена Франции. В среду Олег Федоров прочитал лекцию об импрессионистах, группа «Визави» в воскресенье подарила тюменцам вечер шансона, а «Девушку на мосту» показали в ночь французского кино. — Французский с детства был моей мечтой, — рассказывает Катерина Змановская, вокалистка группы «Визави». — Но в школе выбор был между немецким и английским. Поэтому сначала я записалась на курсы, а потом поступила в университет на переводчика, где уже профессионально учила язык.
Катерина надолго уезжала во Францию, писала там диссертацию, проходила стажировку. На вопрос: не скучает ли, вздыхает: — Очень. Одно меня утешает, Франция — это страна, которую просто удержать в сердце и возвращаться в нее душой.
Чаще всего в репертуаре Катерины звучат песни французского певца русского происхождения — Сержа Генсбура. И в него она тоже будто бы немножко влюблена.
— В нем очень много еврейского начала и русского, а его французский очень особенный, насыщенный английскими словами. Но в тоже время у Генсбура много явных для любителей французской поэзии ссылок на Поля Верлена и даже маркиза де Сада, — вдохновенно делится Катерина. — Он парадоксален и глубоко духовен.
Но главное, по мнению Катерины, это особый «код Генсбура». Уже в середине своего творческого пути от классического исполнения шансона он перешел практически на речитатив. Тем самым показав — французский язык сам в себе содержит музыку. А любимая песня Катерины «Летисия» — это и вовсе игра словами, точнее, игра именем.
— Л-е-т-и-с-и-я, — по буквам произносит Катерина. — Это звучит как мантра или молитва. И меня поразило, как можно посмотреть на простое французское имя, развернув его по буквам в целый куплет. И в каждом куплете Генсбур по-новому переворачивает имя, чтобы рассказать о том, какая она — его Летисия.
Помимо классики на вечере можно было услышать современные популярные песни. Кончился вечер известной «Je veux» певицы Zaz.
Впрочем, слушатели покачивались в такт каждой мелодии — вне зависимости от степени ее известности. Даже к барной стойке подходили, словно танцуя. А один из них — Андрей — на высоких нотах поднимался, опускался на низких и в такт музыке барабанил пальцами по столу. В общем, магия музыкального французского языка — сработала.
Но для тех, кому ее было мало, организаторы задействовали артиллерию французского кино. Eго показали сразу после концерта. Трагикомедия, снятая на черно-белую пленку в 1999 году, начинается с неудавшейся попытки самоубийства. В этой истории тоже более чем увлекательные персонажи: пятидесятилетний метатель ножей Габор (Даниэль Отой) и молоденькая Адель (Ванесса Паради).
— Причина моих неудач необъяснима, — с грустью делится Адель в начале фильма. — С неудачами ты рождаешься, это как музыкальный слух — либо он есть, либо его нет. В каком-то смысле я человек-пылесос, притягиваю к себе все самое плохое, чтобы другим дышалось легче.
Любовные неудачи Адель доводят ее до отчаяния. Впрочем, Габор не только прыгает за девушкой с моста и спасает ее от гибели. Он на практике убеждает — на самом деле Адель приносит удачу и выигрывает там, где это казалось невозможным.
Кончается история философски. Адель вновь позволяет себя увести какому-то незадачливому любовнику и опять возвращается к своим неудачам. Ведь, в конце концов, даже если вы родились в рубашке, никто на свете не сможет запретить вам портить себе жизнь.
Такая со всех сторон грустная история, состоящая из остроумных диалогов и красивых черно-белых кадров, — на самом деле заставляет улыбнуться.
Наслаждаться атмосферой Франции в Доме печати можно было до глубокой ночи. А теперешняя неделя посвящена Италии. Сегодня Олег Федоров рассказывает об известных постимпрессионистах.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Гости смотрят фильм «Девушка на мосту»;Выступает группа «Визави»;Какая же Франция без приятной атмосферы.