Главное— есть о чем подумать
Большой международный симпозиум о современном искусстве проходит сейчас в России. Или лучше сказать — проезжает?
Первое, что бросается в глаза на выставке «Большая страна — большие идеи», — черная тумба с ящичками, подписанными: «Омск», «Тобольск», «Eкатеринбург», «Тюмень». Ящички можно открыть. В них — красные папки. Одни переполнены бумагами, другие полупустые. Бумаги непростые, почти клад, а точнее — идеи современных художников.
Эту тумбу привезли авторы проекта «NEMOSKVA», они же пригласили экспертов из Eвропейского союза. Все вместе отправились в путешествие по 12 городам России. Крайней точкой симпозиума станет Владивосток. Тюмень в нем четвертый город.
На вопрос «что вы ищете?» Алиса Прудникова, комиссар проекта, отвечает честно:
— Пока не знаем. Станет понятно после анализа идей, что предложат нам художники.
С самого начала этот проект «NEMOSKVA» был создан с целью принести современное искусство, как огонь с Олимпа, в провинциальные регионы. Но это было раньше, теперь он едет к нам с вопросами к художникам. О том, что их интересует, и куда они хотят двигаться. Проект «NEMOSKVA» — это попытка изучить разные центры современного искусства в России. А еще показать их миру, привезя в регионы искусствоведов и художников из Eвропейского союза.
В Тюмень пригласили Монику Шевчик, писателя, независимого куратора галереи «Логан» в Чикаго и куратора проекта «documenta 14» в Афинах и в Касселе. Моника — элегантная женщина в черном — решила рассказать о роли современного искусства на быстроразвивающихся территориях. Таковой она считает и Тюмень.
— Художники часто играют роль тех, кто вынужден догонять, — рассказывает Моника. — Где-то что-то строят, а мы лишь вздыхаем о том, что это можно было сделать лучше, это можно было сделать искусством. Пора менять подход.
Шевчик рассказала об опыте Чикаго. Специалисты галереи «Логан» пытались превратить в искусство все, к чему прикасались. Например, телевизионная студия, которую они открыли, — сама по себе была арт-объектом. Вместо обоев — «Черная Венера» — портрет прекрасной афроамериканки. Да и само здание галереи имеет свою концепцию.
— Чикаго — город контрастов, — объясняет Моника. — Это город богатых белых людей и нищих черных кварталов, это город абсолютной равнины и фантастических небоскребов. Мы соединили эти концепции.
Действительно, галерея «Логан» — это двухэтажное здание с волнообразной крышей, объединенное с многоэтажным домом. Выглядит контрастно. И хотя находится почти в центре, но специально расположено недалеко от неблагополучных кварталов.
Моника призывает постоянно изучать историю и особенности своего региона. Не стремиться быть похожим на столицу, а быть собой. И развиваться, исходя из своей уникальности. А художникам она рекомендует объединяться в общины, активно взаимодействовать и пытаться влиять на окружающую действительность и развитие своего города. .Contemporary art — так звучит «современное искусство» на английском. В 90-е годы в России был распространен другой перевод — «актуальное искусство». Проект «NEMOSKVA» можно назвать «искусством об актуальном». Идеи российских художников сконцентрированы на остросоциальных вопросах — нашей истории, политике, экологии.
— Признаюсь, мне понравилась несколько провокационная идея, — делится Леван Мартиросян, тюменский дизайнер.
Он выдвигает черный ящик с надписью «Eкатеринбург» и достает толстую папку.
— Вообще у этого художника много первоклассных идей, но мне нравится детский батут в форме церкви.
— А что это значит? — спрашиваю я.
— Автор не объясняет, к сожалению, но, главное, есть над чем подумать.
— Мне кажется — это чтобы детей к церкви приобщать, — предполагает фотограф Юлия. — Для духовного просвещения.
— Что-то я сомневаюсь, — скептически тянет Леван, поправляя модные очки.
Сам он тоже положил в красную папку свою идею — она о погоне за счастьем. Да и Юлина папка с фотографиями здесь есть. Пока наполнены только четыре черных городских ящика — Нижний Новгород, Пермь, Eкатеринбург и Тюмень — в этих городах «NEMOSKVA» уже побывала. Ящик Eкатеринбурга переполнен, но Тюмень, кажется, стремится его догнать. Все эти идеи станут предметом для обсуждения экспертов. Лучшие — окажутся на выставке в Брюсселе.
Впрочем, неподготовленному зрителю выставка может показаться странной. Один из экспонатов — это маленький черный ящик с белыми фигурками людей, другой — белый ящик, наполненный мелким мусором. Долгое время я крутилась между экспонатами в недоумении. Пока не начала читать большие пояснительные записки к каждому из них.
— У меня создалось впечатление, что в современном искусстве совершенно не важно, что именно ты делаешь, — рассказывает Дмитрий Зеленин, лидер стрит-арт движения в Тюмени. — Главное, какую концепцию и идею ты к этому придумаешь.
Многие известные тюменские художники остались от выставки не в восторге — не тронуло. Были и противоположные мнения. Мария Хайбуллина — художник и создатель декораций театра «Мимикрия», делится:
— Вообще-то я любитель, но, признаюсь, просматривала, кажется, миллион книг с работами, как древних мастеров, так и современных. Так я научилась не относиться предвзято даже к клочку бумаги, если такой на выставке есть.
— А что посоветуете неподготовленному человеку, который впервые оказался на выставке современного искусства? — спрашиваю я.
— Открыть душу, не пытаться понять все, а уловить ощущение. Стоит дать шанс художнику. Порой искусство, вызывающее отторжение — это даже лучше. Ведь это конфликт, живая эмоция, то, что заставит вас задуматься.
***
фото: Необычные экспонаты выставки ;Моника Шевчик Галя Безбородова;Художников беспокоят вопросы экологии.