X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Все мы немного мигранты

Когда я переехала в новый дом и впервые пошла гулять в незнакомом дворе, две местные девчонки утопили в луже моего плавающего заводного крокодильчика. Чтобы показать: это их территория и лужа — тоже их.

Мне повезло — история закончилась счастливо: я, конечно, подралась с аборигенками, но потом мы, обиженно хлюпая носами, познакомились. И по сей день лучшие подруги.

Чего вдруг вспомнила того крокодильчика? На эту тему меня вывела Анна Петухова — одна из кураторов выставки-инсталляции «Homeland|Hostland»*, что пару дней назад открыли в молодежном театральном центре «Космос». Девушка задала мне вопросы, которые задавались мигрантам, чьи истории положены в основу выставочного проекта.

— Я же не мигрант. Со мной неинтересно об этом разговаривать, — запротестовала было я.

Но, как выяснилось в процессе разговора, все мы немного мигранты. Я, например, родилась в одном городе, в бессознательном возрасте была привезена родителями в другой, откуда переехала в Тюмень. Да и здесь помотало — из одного района в другой, а это тоже, как-никак, смена обстановки, людей… Проблемы привыкания.

— А представьте, что испытывает человек, когда оказывается в чужой стране? — говорит по этому поводу автор выставки, режиссер театра «Ремарка» Юлия Вологжанина. — Мы недовольны, что летом у нас дома отключают горячую воду. Но, если задуматься, это такая ерунда! Ведь у нас есть дом…

Юлин проект посвящен людям, вынужденным покинуть свой дом и уехать на чужбину. Это мигранты из дальнего и ближнего зарубежья. Кого-то гонит нужда, кого-то — война, кто-то едет за границу, что называется, по доброй воле — учиться, жениться, строить карьеру, заниматься общественной деятельностью. Но при всей разности обстоятельств практически у всех схожие трудности. Языковой и культурный барьеры, необходимость оформлять множество документов, отсутствие рядом родственников и близких друзей, которым можно поплакаться в жилетку — чтобы на душе стало немного легче.

Александр Тарасов

Юля Вологжанина говорит: она и сама переехала в Тюмень из Тобольска, так что знает об адаптации на новом месте не понаслышке. Но окончательно утвердилась в мысли создать подобный проект после того, как довелось работать с актером, перебравшимся в наш город из другой страны. Он много рассказывал о том, как ему живется вне дома.

Свои истории рискнули рассказать восемь человек. Почему рискнули? Потому что они не уверены в нынешнем своем положении. И дело даже не столько в официальности их пребывания в России, сколько в страхе, что их истории окажутся не очень-то кому интересны. Как и они сами.

— Часто ли мы улыбаемся гастарбайтерам, которые подметают наши дворы или убирают улицы? — задает риторический вопрос Юлия. — Я всегда здороваюсь с женщиной, которая моет полы в нашем подъезде, благодарю ее за работу. И вижу, насколько ей это приятно. А мне не сложно. И тоже приятно. Попробуйте.

Автор выставки надеется, что собранные ею и ее коллегами истории помогут посетителям иначе взглянуть на людей, которые до этого воспринимались чужаками. И узнать что-то новое.

Кураторы выставки рассказали про одну из героинь — узбечку Якут.

Александр Тарасов

— Когда она сказала «якут», мы подумали: про национальность говорит… Не знали, это есть такое узбекское имя. Люди вообще много чего не знают друг о друге.

Якут поведала свою историю приезда в Россию. И принесла на выставку личные вещи: собственноручно расшитую наволочку, а еще национальный женский костюм: кофту и шаровары. Их она тоже сшила сама, уже в Тюмени — из разных лоскутков, что были под рукой. Не то, чтобы ей нечего было носить. Просто хотелось занять себя чем-то привычным и хотя бы на недолгое время отвлечься от мыслей об одиночестве.

— А с адом одиночества сталкивается большинство приезжих, — считает Юлия Вологжанина.

Довольно остро ощущаешь это, когда сидишь одна в кабинке с задернутой шторой и слушаешь в наушниках запись рассказа Якут. Или Насти из Донецка, которая в одночасье лишилась своего дома. Однажды ушла утром на работу, а вечером вернулась в… войну.

Таких кабинок с плеерами на выставке восемь — по числу героев. Можно зайти в любую, наугад. Можно — в две, три… Или во все. Это насколько хватит моральных сил.

…Проект «Homeland|Hostland» стал одним из победителей грантового конкурса околотеатральных проектов MyArt и получил финансовую поддержку региона. Автор надеется, что выставка найдет отклик у посетителей — нам предлагают рассказать о своих впечатлениях на камеру. Она установлена в девятой кабинке.

Позже из этих отзывов смонтируют фильм и покажут его на закрытии выставки. В этот же день в «Космосе» устроят читку пьесы Ульяны Гицаревой «Хач».

P.S. О том, как приобрести билеты на выставку-инсталляцию, можно узнать на сайте tmn.kassir.ru.

*»Родина|Принимающая сторона» — М.С.

***
фото: Настя из Донецка не только рассказала свою историю, но и решилась показать посетителям свою фотографию ;Юлия Вологжанина ;За каждой шторой — чья-то судьба.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта