X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Заведи себе книжный

В нашем городе есть книжный, владельцы которого не называют его магазином, а свои книги — товаром. А в каждый купленный у них том вкладывают вырезанную вручную закладку: «Эту книгу удочерили в книжном «Никто не спит».

Независимый книжный — это не бизнес. Денег, как правило, он не приносит. Особенно в регионах. Однако такие книжные открываются, а их владельцы, несмотря ни на что, — продолжают вкладывать в них свои силы, деньги и время.

Дарья Новикова зарабатывает на жизнь фотографией, Лена Корф — дизайном. А их книжный «Никто не спит» — просто любимый ребенок, которого они не могут и не хотят бросать. Здесь можно не просто купить книгу, но и поговорить о литературе. Здесь проходят кинопоказы и встречи с интересными людьми. А мы говорим с Дашей о том, как живется «вольным книготорговцам». Но сначала чай — здесь так принято.

— Расскажите, как вы решились открыть свой книжный?

— После университета мы с подругой подумали — а почему бы и не попробовать? Нас отговаривали, но не помогло. Мы поехали на самовольную практику в Санкт-Петербург. Попросились работать в книжный «Мы свободны», которым владеет чудесная семейная пара Люба и Артем. Мы так и сказали: хотим открыть книжный у себя в городе, помогите! И они нас приняли замечательно. Проблема была одна — в нашей робости. Как-то неудобно было спросить: а сколько вы зарабатываете? Так что пришлось обо всем узнавать на своем опыте.

— А деньги у вчерашних студенток откуда? Надо ведь снять помещение, купить книги.

— Мои родители продали трэкол — вездеход с большими колесами, который может передвигаться по зимнику. Я вообще из маленького поселка недалеко от Салехарда. Чтобы добраться до него, надо либо лететь вертолетом, либо ехать трэколом — около семи часов по бездорожью. Когда пропала необходимость в машине, папа ее продал и поделил деньги среди всех своих детей. Получилось по 100 тысяч. Оказалось, что этого очень-очень мало для старта. Изначально мы пытались договориться с владельцами помещений об отсрочке платежа. Первое наше помещение было просто ужасно. Нас никто не мог найти, даже если очень хотел.

Галя Безбородова

— А почему «Никто не спит»?

— Название дала книга Катарины Киери. Она про мальчика, который потерял маму. Он пишет ей письма, но складывает их в стол, ему некуда их отправлять. И одна из отсылок к названию — это его письмо о том, что там, где она сейчас, никто не спит… А другая, это песня, которая тоже есть в книге, — он услышал ее, и это первое, что заставило его проснуться. До этого он ходил, как живой труп, не чувствовал вкуса к жизни. В книге совершенно незнакомые люди — соседка, люди с улицы — протягивают ему руку помощи и постепенно вытягивают из пропасти.

— Что бы вы посоветовали человеку, который хочет открыть свой книжный?

— Отправляйтесь на ярмарку! Нам в этом помогли Люба и Артем. Совпало, что в конце августа, когда мы были у них, проходил книжный фестиваль «Смены». Это культурное пространство: помимо книжного, есть виниловый магазин, выставка, кафе и многое другое. Когда мы пришли туда, у нас не было ничего, кроме идеи и визиток. Мы ходили по ярмарке, знакомились и раздавали визитки. Первые, кто нам написал, были люди из «TATLIN» — екатеринбургского издательства, одного из лучших в области архитектуры. Сейчас мы являемся их официальными представителями.

Галя Безбородова

— А как выбираете литературу?

— Это авторская подборка. У нас в принципе нет случайных книг. Eще мы хотим привозить то, чего нет в нашем годе. Поэтому у нас почти все — нехудожественная литература. Недостаток художественной восполняет букинистика. Раньше мы еще и отказывались от всяких сопутствующих товаров, но теперь решили пойти на компромисс и продвигать наших творцов. Все здесь тюменское, например, открытки Олега Федорова, керамика и значки — от наших художников. Мы гордимся этой дружбой.

— У вас любой может принести книгу на букинистическую полку?

— Сейчас мало места, и мы подходим избирательно. Хотя мы всю букинистику очень любим. Листаешь страницы, и можно найти письма, гербарий, календарь 1980 года. Очень круто, когда человек знает, что он может принести произведения в книжный. Ведь некоторые люди обращаются с домашними библиотеками жестоко, просто выкидывают их. Целые эпохи выбрасывают…

— Какие тома самые дорогие?

— Букинистика. Девочка разбирала библиотеку своей умершей тети и принесла книги нам. Среди них мы нашли одну на языке оригинала — английскую. Я проверила в Интернете, про что она, — оказалось, про вооружение. А еще я узнала, что на сайте Amazon она стоит 13 тысяч рублей. У нас есть и бесценная книга — очень старый псалтырь, не реплика — оригинал. Но эти книги мы не продаем, конечно, просто храним. Вообще, на книгах много не заработаешь. Я, например, ничего с этого не получаю.

— Зачем тогда вам это?

— Не знаю. Может быть, дело в том, что я очень люблю Тюмень. И не хочу никуда отсюда уезжать. А хочу, чтобы у нас было то, за что я люблю другие города. И чтобы у горожан была возможность увидеть что-то новое. Хочу, чтобы таких книжных в городе открывалось больше. Конкуренции не боюсь, можно сказать — очень жду!

***
фото: Дарья Новикова ;В книжном ;Тот самый роман «Никто не спит».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта