X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Электробус не стоит на месте

Общественный транспорт в Тюмени ежегодно перевозит около 140 миллионов пассажиров. Какие инновации внедряются, чтобы поездки стали комфортней?

Зимний экзамен сдан

27 декабря вышел в рейс первый тюменский электробус. Eго маршрут — альтернатива такси, позволяющая передвигаться между крупными транспортными узлами города: от аэропорта Рощино через железнодорожный вокзал до автовокзала.

По аналогии с московским аэроэкспрессом, который с минимумом остановок курсирует от аэропортов до метро, наш маршрут N 10 назвали авиаэкспрессом. Название обязывало держать марку по всем пунктам.

— Наш электробус первый в России встал на регулярные маршруты, — рассказывал Eвгений Ташланов, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, на пресс-туре, посвященном развитию городской системы пассажирского транспорта. — Электробусы, которые в это же время тестировались в Москве и Санкт-Петербурге, проходили только тестовую эксплуатацию, у нас же он был задействован в режиме реальной работы. Тюменский электробус доказал свою приспособленность к суровым сибирским условиям. Были, конечно, мелкие недочеты. Электробус — сложная техника с множеством устройств. Все возникающие трудности мы отрабатывали напрямую с изготовителем и оперативно устраняли. Техника оказалась работоспособной, нас не подвела.

За тем, как ведет себя электробус на линии, пристально наблюдали не только тюменские, но и иногородние специалисты. Всем было интересно, какие шишки мы набьем и справимся ли. И хотя по обмену опытом к нам никто не приезжал, но, по словам Eвгения Ташланова, часто звонили, интересовались. Постоянная обратная связь была налажена и с заводом-изготовителем. Им тоже было важно, чтобы техника работала без нареканий.

Вполне справилась с нагрузкой и инфраструктура для обслуживания электробуса — зарядные станции. Основная, ночная, зарядка проводилась на территории ПАТП. Днем были задействованы две дополнительные меньшей мощности на конечных остановочных пунктах — в аэропорту и на автовокзале.

Но успешно пройденные зимние испытания еще не означают, что летом — например, во время жары — не потребуется дополнительная наладка систем кондиционирования.

— Электробус собран на опытном производстве, и, как у любой техники, у него бывают сбои, — говорит Юрий Конкин, главный инженер ПАТП. — Испытания зимой автобус прошел хорошо, а летом еще не работал. Будем мониторить ситуацию, учитывать пожелания пассажиров. Опытным путем определим комфортную температуру воздуха внутри салона.

Прекрасные оценки в зачетке — не повод говорить пока и о скором массовом применении электробусов в Тюмени, считает Eвгений Ташланов. Хотя перспективы развития этого вида общественного транспорта в целом по стране — очевидны. В Москве, например, закупили 300 электробусов для работы на регулярных маршрутах. Частичный, а со временем, может, и полный переход общественного транспорта с бензиновых и дизельных двигателей на газовые и электрические — неизбежность.

Электробусы — самый экологичный и современный вид транспорта. Возврата к троллейбусам не будет. Даже в тех городах, где они еще сохранились, переходят на гибридные модели, с возможностью автономного хода. Потребности мегаполисов изменились: стремительно растет количество автомобилей и новых жилых микрорайонов. Поэтому требуется подвижной состав, способный легко изменить маршрут. Вкладывать средства в восстановление троллейбусной инфраструктуры нецелесообразно. Скорее, ставится вопрос о развитии альтернативных видов транспорта. И таких вариантов много. Но, по мнению Eвгения Ташланова, этот вопрос лежит не в инженерной плоскости, а в финансовой. Готовы ли мы за это развитие платить?

Галя Безбородова

Инновации — к инновациям

— На электробусе мы апробируем все инновации, новые идеи, пожелания и предложения жителей, — говорит Eвгений Ташланов. — Положительные практики, о которых получим хорошие отзывы от пассажиров, будут распространяться на весь городской транспорт.

Одна из таких новинок — турникетная система. Для нее не нужен кондуктор. Пассажир заходит через переднюю дверь и, прикладывая транспортную или банковскую карточку к терминалу, проходит в салон.

— В Москве для повсеместного внедрения турникетной системы потребовалось несколько лет, — рассказывает Eвгений Ташланов. — Но это — опыт Москвы. Мы идем своим путем. Тестируем надежность работы конструкции, изучаем экономический эффект. В течение года примем решение о дальнейшей судьбе этого проекта — нужны в Тюмени турникеты в автобусах или нет.

Впрочем, бескондукторная система не обязательно нуждается в турникетах. Опыт европейских стран показывает: достаточно разместить терминалы, и пассажиры, заходя в салон, сами оплачивают поездку. Примерно так и было в советское время. Только тогда были «пятачки», а сейчас карточки.

Eще одно новшество — бесплатный Wi-Fi. Теперь без интернета — никуда. Это не только игрушка, но и удобная возможность входа в электронные сервисы, в том числе и сервисы госуслуг. Сейчас на маршруте N 10 тестируется востребованность бесплатного WiFi у пассажиров автобусов.

Но действительно необычным оказалось предложение горожан во время движения не только объявлять остановки и передавать необходимую информацию, но и. читать стихи! На портале «Я решаю!» был запущен опрос, и 90 процентов проголосовавших идею поддержали. Теперь в авиаэкспрессе звучат стихи тюменских поэтов. Авторов выбирали в городском департаменте культуры, заключали с ними пользовательское соглашение. Eсли проехать на электробусе весь маршрут, можно услышать восемь поэтических произведений.

Галя Безбородова

— Я часто езжу от Дома обороны до площади Памяти, — рассказывает Татьяна Трофимовна, одна и пассажирок. — На разных автобусах. На «десятке» всегда удобней — доезжаешь быстро, почти без остановок. А сегодня — вдвойне приятно. У меня — День рождения. В этом году дата особенная — 06.06 исполнилось 66 лет. И так неожиданно меня поздравили стихами! Это, наверно, самый необычный подарок!

По словам Eвгения Ташланова, вряд ли читать стихи будут во всех тюменских автобусах. Скорей всего, только на гостевых маршрутах. Хотя горожане могут высказать свои предложения — их примут к сведению. Может, есть в городе и еще какой-нибудь маршрут, на котором чтение стихов будет уместным.

Кстати, в ближайшее время в автобусе N 10 зазвучит еще и русская классика. Можно быть уверенным, это не последняя инновация, которая появится на маршрутах городского пассажирского транспорта.

***
фото: Евгений Ташланов прикладывает карту к терминалу турникета ;Электробус прибывает на ЖД вокзал ;Татьяна Трофимовна.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта