X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Есть категория непостоянная…

В ноябре аквапарк «Лето- лето» проверили на доступность самые требовательные инспекторы — люди с ограниченными возможностями здоровья. В том числе инвалиды-колясочники. Все отзывались восторженно.

Сам форум молодых инвалидов Урала и Сибири свидетельствует, что государство повернулось лицом к наиболее уязвимой части населения. В качестве спикеров на форум были приглашены эксперты в области психологии, медицины, социального предпринимательства. А также председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Государственной Думы РФ Михаил Терентьев и председатель Тюменской региональной организации ВОИ Eвгений Кравченко. К нему первому я и обратилась с вопросом.

Наш разговор с председателями начался с моей просьбы прокомментировать данные статистики, утверждающей, что с каждым годом количество инвалидов в нашей стране снижается на сотни тысяч человек, и с чем это связано?

Кравченко: Не думаю, что речь идет о сотнях тысяч. Но динамика к снижению действительно есть.

Терентьев: Eсть федеральный реестр инвалидов, где можно посмотреть точное количество и динамику роста-снижения по годам. Но я знаю, что в целом по стране количество инвалидов сократилось, а детей- инвалидов — выросло.

— Рождается больше больных детей, а потом они выздоравливают?

Терентьев: Инвалидность — это социальная категория. Она сформирована на основе общественного договора между обществом и государством. Государство говорит: у нас есть столько-то ресурсов, и мы можем сказать, что в нашей стране, к примеру, восемь процентов инвалидов. Индия сказала, что у них два процента инвалидов, а Финляндия, что у них в стране 23 процента инвалидов. Поэтому вот это «сколько процентов» регулируется через критерии определения инвалидности. То есть с одним и тем же заболеванием в одной стране ты будешь инвалидом, а переедешь в другую страну и там ты перестанешь инвалидом считаться.

Это философский вопрос — почему растет, почему уменьшается? Потому что критерии инвалидности изменились. А почему количество детей-инвалидов увеличилось? Потому что мамочки активные. Стали задавать вопросы: почему у нас дети с генетическими заболеваниями не считаются инвалидами? Внесли изменения — количество выросло. Другая сторона медали: медицина стала выхаживать новорожденных весом 500 граммов. Взрослых научились излечивать после очень тяжелых увечий. Но есть один момент — мы его обсуждали с министерством труда и с Фондом социального страхования — это инвалиды, получившие трудовые увечья и профзаболевания. По статистике профзаболевания у нас имеют всего 87 тысяч человек на всю Россию. Я спрашиваю: если человек выходит на пенсию с предприятия с вредными условиями, а потом у него выявляют заболевание, вы уверены, что оно не связано с работой? Но критерии инвалидности по профзаболеваниям не пересматривались уже десять лет. При этом у ФСС бюджет профицитный. Ведь за социальное страхование платит работодатель. Так что тут есть еще что совершенствовать.

— В 2012 году Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. Как это повлияло на положение инвалидов в нашей стране?

Терентьев: Конвенция ООН о правах инвалидов — это соглашение, к которому присоединилось около 180 стран. Но конвенция не регламентирует какие-то новые права. Она регламентирует механизм реализации прав человека в части людей с инвалидностью. То есть защитой прав инвалидов и созданием им условий должны заниматься не только органы соцзащиты, но и другие государственные службы. То есть Россия согласилась реализовывать межведомственный подход к интеграции людей с инвалидностью. Мы ратифицировали конвенцию в 2012 году, но толь

ко в 2014 были приняты законодательные акты, которые вносят соответствующие изменения. При этом до сих пор остались нерешенными вопросы с аптеками, кафе, мелкими магазинами, которые регулируются региональным законодательством. Но нет федеральных рекомендаций, как это делать.

— То есть конвенция не предусматривает дополнительных мер по социализации инвалидов, к примеру, в плане трудоустройства?

Терентьев: Трудоустройство инвалидов предполагает определенный уровень знаний соискателя, небольшую удаленность работы от места проживания, доступный транспорт… Много аспектов. При этом для начала надо помочь человеку преодолеть страх перед выходом на улицу, в общество. Внушить уверенность, что он такой же, как все, просто со своими особенностями.

Кравченко: Многое делается, хотя предела совершенству нет. Но с мелким бизнесом сложно. Начали с бюджетных учреждений. Это обязательство государства: обеспечить маломобильным гражданам доступ во все учреждения. Параллельно идет работа с бизнесом.

— Михаил Борисович, здесь, на форуме, обсуждается закон, направленный на развитие социального предпринимательства. Правильно ли я понимаю, что это как раз та сфера, где могут реализовать себя люди с инвалидностью?

Терентьев: Государство сказало этим законом, что оно готово оказывать дополнительные меры поддержки тем, кто будет работать в сфере социального предпринимательства. Государство легализовало свое право финансировать, поддерживать материально и имущественно тех, кто работает как социальный предприниматель. При этом пока не совсем понятно, как это будет осуществляться. Будут это субсидии, льготы по арендной плате — каждый регион определяет свои меры поддержки. Но эту категорию выделили из числа других сфер малого бизнеса. В полную силу закон вступит с 1 марта следующего года. И только на практике можно сказать, насколько эффективно будет работать.

— А не получится так, что государство этим пытается снять с себя часть социальных функций, которые выполняет сейчас?

Терентьев: Государство, принимая закон, определило, что будет поддерживать социальных предпринимателей, будут еще дополнительные механизмы передачи госзаказа социальным предпринимателям. При этом сбрасывать на бизнес свои социальные обязательства государство не собирается. Человек должен иметь выбор: получать услугу от государства, от некоммерческой структуры или от малого бизнеса. Правда, пока не во всех сферах отработан механизм, как передать государственную услугу сторонней организации. Иногда при передаче тарифицируют ее ниже, чем ту же услугу оказывает бюджетное учреждение.

Кравченко: Но страшно даже не это, а то, что коммерческая организация, которой государство передаст оказание услуги, к примеру, по содержанию пожилых людей в доме престарелых, может в любой момент прекратить существование. Или такой важный вопрос, как обеспечение безопасности. Eсли к государственным учреждениям предъявляются строгие меры и проводятся регулярные проверки, то в отношении бизнеса такого жесткого контроля нет.

Терентьев: Поэтому государство, даже передавая услугу, должно осуществлять контроль. Главное, чтобы это не отразилось на безопасности человека.

— А какая, по вашему мнению, самая важная функция ВОИ?

Терентьев: Их две, обе прописаны в нашем уставе. Первая — это защита общих интересов инвалидов, работа с органами власти на федеральном, региональном уровнях по законодательству и нормативным актам. И вторая — это социальная интеграция инвалидов. Что касается первого пункта, там работа идет по многим направлениям. А вот что касается организации проектов в сфере социальной интеграции, тут государство не всегда видит в нас партнеров. Eсли председатель общества инвалидов в хороших отношениях с губернатором, то и социальные проекты реализуются, а там, где губернатор или председатель отделения ВОИ не считают, что это важно, дело обстоит хуже.

— На форум приехало более сотни молодых инвалидов. Многие из них утратили здоровье в результате болезней или несчастного случая. Взаимодействует ли ВОИ с государственными службами в части профилактики, чтобы количество инвалидов сокращалось не только на бумаге, но и реально?

Терентьев: Это не функция общественной организации. Это функция того же фонда социального страхования, который собирает деньги с работодателей и должен заниматься профилактикой инвалидности, производственных и других травм. Это функция ФОМСа, который, собирая страховые платежи с населения, также должен заниматься профилактикой. Не надо на общественные организации грузить то, что не обеспечено ресурсами. Все-таки цель общественной организации инвалидов — это возвращение инвалидов к активной жизни через социальную адаптацию.

Кравченко: Пропагандой здорового образа жизни мы занимаемся, но не профилактикой профзаболеваний, травм или ДТП. Наша цель не вылечить, а научить с этим жить.

— Получается?

Кравченко: Конечно, иначе сюда не приехало бы столько людей.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта