Тревога и боль в детских рисунках
Количество рисунков, пришедших в этом году на конкурс «Чистая страна», заставляет задуматься: что мы делаем не так, если детей настолько тревожит будущее планеты?
После награждения победителей конкурса (оно состоялось в большом зале заседаний областной Думы) мы встретились с председателем комитета по экономической политике и природопользованию Инной Лосевой и поговорили об экологической ситуации в нашем регионе.
— Инна Вениаминовна, дети всегда так активно участвуют в конкурсе «Чистая страна»?
— Мы проводим его восьмой год. На первый конкурс поступило около двух тысяч работ. И это были рисунки как детей, проживающих на юге Тюменской области, так и в моем избирательном округе — в Югре. Но в прошлом году работ пришло столько, что пришлось разделиться: отдельно проводить среди югорчан и среди тюменцев. А в этом году из-за огромного количества рисунков даже тюменский конкурс мы разбили на два этапа. Сначала отобрали лучшие работы на уровне муниципальных образований, а потом уже из 320 рисунков, присланных в областную Думу, выбрали победителей.
— Мы редко задумываемся, как сильно наши дети переживают за природу. Я даже выписала некоторые фразы с рисунков: «Бросая мусор на землю, помни: она без тебя может, а ты без нее — нет». «Воспользовавшись природными ресурсами, верни в природу», «Не мусор, а ресурсы».
— Думаю, тут сыграла роль информационная повестка в СМИ. Сейчас теме экологии уделяется серьезное внимание. Мы же видим, сколько происходит техногенных и климатических катастроф. В том числе и у нас. Наводнения, лесные пожары. Та тревожность, которая сегодня есть, она переносится и на детей. Неспроста наш президент выделил экологию в отдельный национальный проект. В рамках этого проекта реализуются такие программы, как «Чистая вода», «Чистый воздух», «Чистые леса»… И важно, что дети понимают: они тоже могут в этом процессе участвовать. Где-то убрать мусор или не бросить его в неположенном месте, где-то сдать в переработку ту же бумагу или батарейки. И я надеюсь, что экологическое воспитание будет проходить не только через средства массовой информации, но и по всем предметам в школе и в семье.
— Вы решили привлечь детей в надежде, что им удастся изменить в целом отношение к экологии?
— Только на них и надежда. Я вижу, что сознание у молодежи меняется. Даже по своей дочери. Она уже все соотносит с точки зрения экологично или неэкологично. Даже когда предлагаю купить ей одежду, она говорит: зачем? Это лишняя тряпка, которую придется выбрасывать.
— А что у нас в области делается в рамках нацпроекта «Экология»?
— Сформировано несколько государственных программ по охране окружающей среды, реализацией которых занимается департамент недропользования. Также несколько программ по восстановлению леса, очистке рек и водоемов, качеству воды. У нас неплохо идет восстановление леса. Но плохо, что недостаточно развита переработка древесины. Потому что если нет лесосеки, где регулярно выбирают ту часть, которую необходимо срубить, то образуется много валежника. А лес надо очищать, и не только от мусора, но и от старого леса.
Сейчас активно применяются новые формы работы с учетом экологических требований. «Водоканалом» реализуется инвестиционный проект по качеству воды. Вы видите, как интенсивно меняются водопроводные сети. Люди на 80 процентов состоят из воды, и от того, какую воду мы пьем, зависит наше здоровье.
Все экологические программы очень дорогостоящие. А эффект от них сразу не просчитать. Только потом это даст кумулятивный эффект: насколько увеличилась продолжительность жизни, насколько меньше стали болеть, как улучшилось настроение человека.
— Eще одна важная тема — раздельный сбор мусора. Когда уже мы начнем сортировать бытовые отходы?
— Региональный оператор ТЭО, который работает на нашей территории, нацелен на следующие задачи: сбор, транспортировка и сортировка отходов. Отсортировывается тот мусор, что можно переработать, но большая часть по- прежнему захоранивается.
Прошлым летом в Тюмени открыли первый мусоросортировочный завод, а в области их будет три. В конце октября должен открыться в Тобольске, потом в Ишиме. И еще будет одна мусороперегрузочная площадка. Процесс идет. Вспомните, еще недавно всего 30 процентов частных домовладений имели договоры на вывоз бытовых отходов. Остальные куда выбрасывали мусор? Сейчас в окрестностях Тюмени и в других муниципалитетах с несанкционированными свалками идет серьезная борьба.
У нас есть предприниматели, которые занимаются переработкой отсортированных отходов. Пока это в основном пластик. Eсть еще завод «Стеклотех». Он работает не только на наш регион. Туда везут бой бутылок и из Курганской области, и из северных автономий. Завод перерабатывает это стекло и выпускает новые бутылки. То есть уже сейчас на основе сортировки, которую обеспечивает наш мусоросортировочный завод, развивается предпринимательство. Что-то востребовано сразу — картон, бумага, пластик, стекло, что-то менее востребовано, поскольку процесс переработки этих отходов более дорогостоящий, требует серьезных капиталовложений.
Вы, наверное, знаете, что сейчас, помимо региональных операторов, работает еще и федеральный оператор, цель которого скоординировать все региональные схемы транспортировки, сортировки, утилизации и переработки твердых бытовых отходов. Потому что экономически неэффективно строить в каждом регионе такой завод, как наш «Стеклотех». Или завод по переработке пластика, по переработке бумаги и так далее. Задача федерального оператора сделать потоки отсортированных отходов четко направленными туда, где они будут перерабатываться, чтобы снизить транспортную составляющую за вывоз мусора. Но это только первые шаги. В связи с этим допускаются ошибки, возникают проблемы. Параллельно идет и отработка законодательства.
— Депутаты областной Думы тоже работают в этом направлении?
— Конечно. 10 октября будет выездное заседание, посвященное как раз теме транспортировки и утилизации ТКО. Будем рассматривать, как работает схема транспортировки и переработки отходов в нашей области.