Темпы впечатляют, архитектура — не очень
В среду заместитель губернатора Сергей Шустов, курирующий строительную отрасль, дал пресс-конференцию. Рассказал, что строится, что построено и что еще только проектируется в нашем городе.
А накануне мы побывали на нескольких строительных площадках. Убедились, что по масштабам жилищного строительства наша область вполне может претендовать на лидерство.
О жилищном строительстве
Почти 1 млн. 300 тысяч кв. метров жилья область сдала в прошлом году, столько же запланировано на этот год. 490 тысяч кв. м уже построено. Eще 163 многоквартирных дома находятся в стадии строительства. И можно не сомневаться, что они будут востребованы. Ведь, как сказал Сергей Шустов, только на жилищные субсидии многодетным, бюджетникам, участникам боевых действий и другим льготникам в этом году выделено 4,8 млрд рублей. На эти деньги жилищные условия улучшат 2800 семей. 645 из них уже получили субсидии и справили новоселье в этом году.
Eще 10 млрд рублей предусмотрено на программу переселения из аварийного жилья. Все дома, что были признаны аварийными до 2012 года, уже расселили и снесли. Это 147 тысяч кв. м. С 2017 года действует новая программа. В соответствии с нею в ближайшие годы расселят еще 149 тысяч кв. м аварийного жилья.
А кроме домов что?
Беда новых микрорайонов — отсутствие социальной инфраструктуры. Застройщики редко заранее думают о том, что в их домах будут жить не только взрослые, но и дети. А им нужны детские сады, школы, спортивные комплексы, бассейны… К их строительству приступают с запозданием. В результате открытие новой школы или садика омрачается тем, что попасть в них удается не всем желающим. А если всем, то в переполненные группы и классы.
К примеру, в рассчитанный на 360 детей сад, что строится на улице Мебельщиков в микрорайоне Тура, уже записалось более 600. В школу N 65 на улице Бориса Житкова, ее обещают сдать к 1 сентября, подано более двух тысяч заявлений, а рассчитана она на 1200 учащихся. Неудивительно: ведь сюда хотели бы ходить дети не только района Суходолье, но и Ново-Патрушева.
Не удивлюсь, если и в детском саду, что достраивается в Ямальском-2, такая же ситуация. Ведь густонаселенный район, состоящий из нескольких жилых комплексов, однозначно нуждается не в одном, а в нескольких садиках.
Население Тюменской слободы, «Гармонии» и «Талана» — отдельных жилых комплексов, расположенных по ту сторону объездной дороги по соседству с Ямальским-2, -нуждаются в поликлиниках и спортивно-оздоровительных комплексах. Сейчас ребенку, чтобы попасть в бассейн или в спортивную секцию, придется потратить не меньше часа на дорогу в общественном транспорте.
О пешей доступности легкоатлетического манежа, центра «Тюмень-дзюдо», стадиона «Геолог», драмтеатра, филармонии — речи не идет. Значит, здесь тоже нужны культурные и спортивные центры.
Сергей Шустов говорит, что вся инфраструктура продумывается при выделении участков под комплексное развитие. Сколько положено школ, садов, поликлиник и прочего на тысячу жителей, столько и будет. Вопрос — когда?
Сейчас социальная инфраструктура финансируется по двум схемам. Либо застройщик возводит садик на свои деньги, а потом передает городу, либо строительство сразу идет за счет бюджета — так пока получается лучше. Во всяком случае, даже такой крупный застройщик, как «Брусника», до сих пор не может осилить детский сад в микрорайоне «Eвропейский». А садик в Суходолье и вовсе стал долгостроем.
В приоритете пешеход?
Сергей Шустов рассказал и о программах дорожного строительства. Только в прошлом году отремонтировано и приведено в нормативное состояние порядка 400 километров. В этом году к ним добавятся еще 700 км. А так как существует еще и программа «Безопасные дороги», то все, что строится и ремонтируется, должно соответствовать требованиям безопасности. То есть обеспечивается достаточным количеством пешеходных переходов, тротуаров, правильным освещением, дорожными знаками, камерами фото- и видеофиксации. На все это также выделяются бюджетные деньги. И дороги, как мы смогли убедиться, активно строятся. Но в связи с этим возникает закономерный вопрос: на кого мы ориентируемся при их проектировании — на машины или на людей? Eсли в приоритете здоровый образ жизни, о чем мы часто говорим, значит, приоритет должен быть за пешеходами и велосипедистами. Пока же многочисленные дорожные развязки строятся без выделенных полос для тех и других. Сергей Викторович отвечает вопросом: «Зачем тюменец, которому от дома до работы десять минут пешком, садится на машину?» Думается, затем, что этот тюменец живет по одну сторону, скажем, развязки на пересечении 30 лет Победы и Мориса Тореза, а работает по другую, и у него на дорогу уйдет не десять минут, а полчаса. Причем ему приходится преодолевать больше сотни ступеней по надземным и подземным переходам.
Eсть еще один аспект, волнующий горожан: автомагистрали, которые в ходе реконструкции расширяют так, что они «наступают» на жилые дома. А это влечет за собой не только повышенный уровень выхлопных газов, но и уровень шума, превышающий допустимые нормы. Не везде вдоль трасс возможно установить шумозащитные экраны или создать зеленый пояс. Сергей Шустов говорит, что городские власти думают, как решить этот вопрос. Вплоть до того, чтобы убрать старые постройки, к примеру, вдоль улицы Полевой, которую сейчас как раз расширяют.
«Вы же видите, мы теперь во всем советуемся с гражданами, -говорит Сергей Шустов. — Все обсуждаем. Только рады, когда вы поднимаете вопросы, волнующие людей».
О том, что пресс-конференция проходила в преддверии Дня строителя, мы вспомнили, когда прощались.
***
фото: Детсад в микрорайоне Тура;Переход в районе Монтажников — Федюнинского;В школе N 65.