X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Сила профорга — в коллективе

Профсоюзному лидеру региона Михаилу Кивацкому я позвонила, не будучи даже уверенной, что в наше время вообще можно получить квалификацию профорга.

А ведь, если подумать, она не менее сложная, чем у юриста и экономиста вместе взятых.

С советских времен у многих из нас профкомы ассоциируются с культмассовыми мероприятиями, ну или еще со льготными путевками в санатории и летние лагеря. Но кто сегодня ради всего этого будет платить профсоюзные взносы?

Михаил Николаевич охотно откликнулся на предложение рассказать и о своей профессии (а он уже много лет занимается профсоюзной работой на профессиональной основе), и о том, что представляют собой профсоюзы в наше время. Дело было перед Первомаем, что символично. Ведь не зря этот праздник сначала назывался Днем международной солидарности трудящихся. С этого и начался наш разговор:

— Интересно, а сегодня можно ли говорить о солидарности трудящихся вообще, не говоря уже в международном масштабе?

— Об этом не только можно, а необходимо говорить. Ведь чем солидарнее в своих требованиях коллективы, тем сильнее позиции профсоюзных лидеров. Без солидарности нам не удастся добиться главной цели — дороже продавать наемный труд. У профорга, за которым стоит сплоченный коллектив, больше шансов отстоять права наемного работника.

— А эти права действительно кто-то отстаивает?

— Конечно. Посмотрите наши годовые отчеты. Сколько дел мы выиграли, в том числе и в судах.

— Но зачем работнику сегодня обращаться в профком, когда есть трудовая инспекция, прокуратура, наконец? Их ведь работодатели боятся больше, чем профсоюзов.

— Сколько людей работает в прокуратуре? Eсли туда обращаться по каждому поводу, на все рук не хватит. У нас существует соглашение о взаимодействии. Изначально мы разъясняем работникам их права. И только если не получается самим решить проблему через комиссии по трудовым спорам, тогда направляем жалобу в прокуратуру или в трудовую инспекцию.

Решение комиссии по трудовым спорам, если работодатель не обжаловал его через суд, имеет тот же вес, что и исполнительный лист.

— Насколько независимо могут действовать профкомы на предприятиях? Ведь зачастую профорг сам является наемным работником, получает зарплату у того же работодателя.

— Тут многое зависит от личности профсоюзного лидера. От силы его характера, принципиальности и в большой степени от его знания законодательной базы. За годы после распада Советского Союза было принято 134 документа, на которые опираются профсоюзы. Eсли грамотно их применять, то не придется даже вступать в конфронтацию с работодателем. Достаточно объяснить, что ему самому невыгодно нарушать закон.

Профсоюзы должны быть для членов профсоюза, а не для работодателей. Eсли по-другому, то это уже желтые профсоюзы. Значит, слабые профорги. Но «покупают» по-разному. Иногда так: а что вы хотите? Вы сравните с той или иной отраслью, у нас же не хуже. Не нравится у нас, пусть идут в другую отрасль. И сдаются.

Но если конфликт между наемным работником и работодателем переходит в острую фазу, то профсоюзный лидер всегда может рассчитывать на поддержку межотраслевого профсоюза или обратиться в облсовпроф. В любом случае, работодатель не имеет права в одностороннем порядке уволить председателя профсоюза, это оговорено в Трудовом кодексе.

— Хорошо, что речь зашла о грамотности профсоюзных лидеров. Где они могут повышать эту грамотность? Eсть ли институты, готовящие профоргов?

— Eсть два вуза: Санкт-Петербургский гуманитарный институт профсоюзов и Московская академия труда и социальных отношений. Учебные центры профсоюзов есть в Кургане и в Челябинске. Помимо этого, мы регулярно отправляем на учебу по охране труда, проводим семинары с приглашением специалистов из пенсионного фонда, фонда социального страхования и так далее. Повышать квалификацию надо регулярно. Жизнь не стоит на месте, законодательство меняется. Чтобы составить грамотный коллективный договор, а на сегодняшний день это одна из приоритетных задач профсоюзов — заключить трехсторонний договор между работодателем, наемным работником и профсоюзной организацией — необходимо хорошо разбираться как в юридических вопросах, так и в экономике.

— Вы считаете, что коллективный договор — гарантия защиты интересов наемного работника?

— Конечно. В этом документе прописываются все гарантии. Кол- договор имеет юридическую силу. Вообще, по данным прокуратуры, в тех организациях, где есть профсоюзы, намного меньше нарушений и практически не бывает задержек зарплаты.

— В самом начале вы сказали, что одна из главных задач профсоюзов — продать как можно дороже наемный труд. Судя по тому, что никак не удается победить бедность в нашей стране, с этой задачей профсоюзы не справляются?

— С огромным трудом, но подвижки есть. Почти десять лет мы добивались того, чтобы хотя бы минимальный размер оплаты труда сравняли с прожиточным минимумом. В прошлом году это свершилось. Но можно ли считать это большим достижением? Нигде в цивилизованном мире зарплат на уровне прожиточного минимума нет. Международный уровень — не менее 2-2,5 прожиточных минимума. Eсть соответствующие нормативы, утвержденные международной организацией труда (МОТ), но в нашей стране их не ратифицируют. Отдельные статьи международной организации труда принимают, а эту нет. Но профсоюзы продолжают работать, двигаться в этом направлении.

— То есть, по вашему мнению, профессия профорга в ближайшее время будет востребованной? Я имею в виду профсоюзного лидера, имеющего определенные качества характера и твердую жизненную позицию?

— Не сомневаюсь в этом.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта