Набережная— не памятник
Интересно, откуда поступает вода в фонтаны на набережной? Прозрачная — значит, не из реки.
А еще интересно: как чувствует себя набережная после пяти лет эксплуатации? Насколько надежно укрепляет она правый берег Туры? Ведь в основном ради этого ее и построили.
— Так вы приходите и все сами увидите, — пригласил Николай Грибоедов, генеральный директор предприятия «Тюменьгормост». — Там наши люди работают, все покажут и расскажут.
Кто же откажется? На следующее утро мы с фотографом были у моста Влюбленных. Нас встречает начальник участка Дмитрий Занин.
— Все уже разошлись по точкам, — объясняет он. — Вот там, на фонтанах, люди работают. Там — красят ограждение, за зиму лаковое покрытие стирается. Работы хватает.
— А туалеты — тоже ваши?
— Тут все наше, — улыбается Дмитрий. — С туалетами то и дело возникают вопросы. Летом они работают до 23 часов. А молодежь, как известно, любит и за полночь погулять.
А просыпается набережная рано. Кто-то выходит на пробежку, кто-то на электросамокате спешит на работу или в университет. Женщины с палками для скандинавской ходьбы, молодые мамы с колясками, ребятишки постарше на скейтбордах и роликовых коньках.
К нам подходит главный инженер «Тюменьгормоста» Валерий Токарев. С первых же слов становится понятно, что он знает про эту набережную все. И не только знает, а душой болеет за нее.
— Почему-то все городские мероприятия и праздники проводят здесь, у вантового моста, как будто других красивых мест на набережной нет, — удивляется Валерий Федорович. — Мы предлагали часть из них перенести на другие участки, но нет, говорят, хотим здесь.
Это объяснимо. Вантовый мост давно стал одним из символов города. К тому же, с него прекрасный обзор. Да и парковка рядом. Кстати, именно парковке набережная обязана собственной станцией очистки воды. Раз парковка, значит, транспорт стоит, а с него и бензин, и разные масла капают. Чтобы это не попадало в реку, в проекте предусмотрели строительство локальных очистных сооружений.
— Грязная вода с набережной уходит вот по этим лоткам на очистную станцию, и только после обработки сбрасывается в реку, — объясняет главный инженер.
Мы узнаем, что мощность станции — пять литров в секунду. Этого достаточно. Никакие химикаты не используются: все моющие средства имеют сертификат экологического соответствия. Но в основном — вода и абразивные материалы. Основные инструменты — песок, щетки, скребки. Eще на вооружении у коллектива, ухаживающего за набережной, четыре фронтальных погрузчика, три трактора МТЗ со щетками и один самосвал. Обслуживающий персонал — порядка 70 человек. Это и рабочие, и специалисты.
— Набережная — высокотехнологичное сооружение, — объясняет Токарев. — Здесь два фонтана — ручеек и каскад, своя автополивная насосная станция…
Правда, пока автополивом охвачен только участок от вантового моста до моста Челюскинцев, но уже разрабатывается проект такой же системы для других участков.
А еще на набережной собственная радиорубка, масса грунтовых, декоративных и встроенных светильников. Часть из них во время паводка оказывается под водой. После того, как река возвращается в привычное состояние, рабочие убирают ил и мусор с гранитной плитки, моют ее и дают просохнуть. Только после этого включают освещение нижнего яруса и открывают проход на нижний ярус.
Валерий Токарев рассказал, что набережная продолжает обустраиваться. Концепцией ее развития занимаются специалисты городской администрации.
— Когда полнокровно запустят другие участки, наполнят инфраструктурой, когда появятся спортивные сооружения, тогда и там будет также много народа, как у моста Влюбленных, — уверен он. — Вот здесь как только поставили турники, сразу пришли студенты из строительного института.
Параллельно с обустройством правого берега скоро начнут строить набережную на левом берегу. Уже готов проект первых 950 метров.
— Как вы оцениваете качество и надежность набережной, — спрашиваю у Валерия Токарева. — Нет претензий к строителям?
— На таких сложных объектах не бывает, чтобы все идеально. Но в целом объект выполнен с высокой степенью надежности. Со своей задачей укрепления берега он справляется.
Прощаясь, я вспомнила про фонтаны. Откуда в них такая чистая вода — может, из тех самых локальных очистных? Валерий Федорович объяснил, что вода в фонтаны поступает из городского водопровода. А купаться в них нельзя потому, что в нее добавляют специальный раствор — чтобы вода не зазеленела.
***
фото: Спецтехника и рабочие действуют слаженно ;Главный инженер «Тюменьгормоста» Валерий Токарев ;Фонтаны требуют заботы ;Для ухода за зелеными склонами привлекают отряды мэра.