X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Архитекторы в пыисках смысла

Одностороннее движение на магистральных дорогах — смерть для современного города. Eсли не перестроить транспортные потоки, то в центре, что ни придумывай, так и будет просто два хайвея.

В Тюмени прошел первый региональный урбанистический форум. И наш город там не только хвалили.

Иногородние архитекторы приехали и для того, чтобы проверить, действительно ли «Тюмень — лучший город Земли» и ей «трудно найти равных по уровню благоустройства». Мнения по поводу увиденного оказались разными. Одни этот диагноз полностью подтвердили, другие опровергли. Чью точку зрения было бы интереснее услышать? Конечно, тех, кто против.

Хотя стоит начать все-таки с тех, кто за. Ведь не каждому городу удается вырасти из «столицы деревень» в лидеры по уровню благоустройства.

Вячеслав Вахрин, заместитель губернатора области, сравнил, например, Тюмень и Пермь, где цветники для городских парков до сих пор приходится разбивать в высоких антивандальных клумбах (иначе все цветы выкопают), а водители на переходах не пропускают пешеходов. Картина грустная, но и нам знакомая.

Общественность начинает

Людям всегда хочется больше и лучше, чем есть на данный момент. Их уже не удивишь суммами, какие выделяются у нас на благоустройство — 450 млн рублей предусмотрено в бюджете этого года на благоустройство дворовых территорий и общественных пространств. Роскошь для большинства российских муниципалитетов невиданная. Не подвергается сомнению и то, что мы — пионеры в рейтинговом голосовании по проектам благоустройства. Ни одного объекта не создаем, не обсудив с населением. Уж хорошо это или плохо — каждый судит по-своему. Но недавние события в Eкатеринбурге показали, что вовремя обсудить — лучше. За последние годы у нас наработана практика, которой можно делиться с соседями. В том числе комплексным подходом к благоустройству дворов, который реализуется в Тюмени уже восемь лет.

— Eсли город будет некомфортным, мы будем терять самое главное — человеческий капитал, — подчеркнул Вячеслав Вахрин.

С этим трудно не согласиться. Вопрос только в том, как понимать, что такое комфорт и комфортный город? Каким должен быть современный урбанизм — разумным, прагматичным или душевным, со смыслом? Философские категории в архитектуре иногда важнее рейтингов.

— При формировании комфортной городской среды мы вначале исходили из собственных представлений, что это такое, — рассказал Руслан Кухарук, глава города. — Сделали все, что полагалось по закону, но благодарности от горожан не услышали. Это был первый звоночек. С тех пор взяли за правило обращаться к жителям города, и только после согласования с ними переходить к реализации проектов. Стараемся учесть все пожелания, соотнести их с уровнем лучшей мировой практики.

Eсть ли польза в прямолинейности?

Завершающим мероприятием второго дня форума стала дискуссия, касающаяся шести проектов городского благоустройства. В том числе: реконструкция улицы Ленина, создание пешеходной зоны на улице Дзержинского. Когда дело дошло до аналитики, архитекторы стали высказывать не только лицеприятные оценки.

Больше всего досталось проекту реконструкции улицы Ленина. Денис Бугаев, доцент кафедры архитектурной среды ТИУ, сказал, что целью работы творческого коллектива было раскрытие потенциала улицы. Но, судя по реакции горожан в социальных сетях, эту идею, не разобравшись, не изучив, некоторые не поняли. Усомнились в ней и эксперты. Виталий Стадников, главный архитектор московской высшей школы урбанистики, проект раскритиковал.

— Социологических исследований нет, оценки кадастровой ситуации нет, решения транспортных проблем нет, смысловой нагрузки нет, — перечислил недостатки Стадников. — Зачем был создан проект? Чего разработчики хотели достичь? Знают ли, сколько конфликтов городской среды он породит?

Претензии были высказаны и к концепции озеленения. Ландшафтные дизайнеры были категоричны: «образ озеленения не прочитывается», плотность насаждений слишком низкая, зимой улица будет выглядеть как сплошная забетонированная площадка. Лучше было бы создать десять небольших проектов, чем один такой.

— Тюмень — город, в котором, наверное, не любят пешеходов, — подлил масла в огонь другой эксперт. — По городу трудно передвигаться, а одностороннее движение на магистральных дорогах — смерть для современного города. Eсли не перестроить транспортные потоки, то в центре, что ни придумывай, так и будет просто два хайвея.

Архитекторы считают, что в концепции реконструкции этой улицы требуется сложное, а не прямолинейное решение. Улица должна быть не только местом для передвижения, она должна воспитывать пешеходов, дарить им новые смыслы.

Проекту реконструкции улицы Дзержинского повезло чуть больше. В нем эксперты хоть и увидели недостатки, но в оценках были более лояльны. Рекомендовали не гнаться за излишествами, за бурным озеленением (иначе красоты домов будет не видно). Лучше сохранить деревянную архитектуру, воссоздать улицу в первозданном виде, продумать детали так, чтобы у пешеходов была возможность подняться над суетой, оценить всю эту красоту и насладиться моментом.

Проанализировав несколько проектов, эксперты отметили, что во всех «есть идеи, но нет смыслов». А смысл — главное в современной архитектуре. Поскольку комфортная среда проживания больше, чем просто благоустройство. Улица должна быть наполнена смыслом, тогда она заживет.

***
фото: Петр Коловангин, модератор форума Вячеслав Вахрин, Руслан Кухарук.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта