Что мы думаем о четырехдневной рабочей неделе
Несколько дней назад премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сократить рабочую неделю до четырех дней.
Мы спросили у горожан, как они оценивают эту идею и понравится ли им отдыхать три дня вместо двух? И вот что нам ответили:
Степан Анисимович, разнорабочий:
— Мне еще только четырехдневной рабочей недели не хватало! И так зарплата невеликая, да еще и платят не всегда вовремя. А если на день меньше работать, то и вовсе семью кормить нечем будет. А потом нас вообще роботами заменят. Скажут: нам тут люди не нужны, пусть за вас железяки работают. Они пить-есть не просят, не болеют опять же, их дома не ждут семеро по лавкам. Сплошные плюсы. Куда только тогда простым работягам деваться?
Eвгений Александров, главный технолог комбината «Абсолют»:
— Меня такой переход не пугает. Само производство вообще отдыхать не может. Линии у нас работают всегда и без перерывов. Что день, что ночь, что выходной. Свои нормы и поставленные задачи мы выполняем. Может, четырехдневная рабочая неделя для людей будет даже плюсом. Они смогут отдохнуть побольше. Это тоже полезно. Сейчас у нас трудятся в основном посменно: 12 часов на смене — 48 часов отдыхают — и снова на работу. В общем, получается 40-часовая рабочая неделя. Думаю, что и при четырехдневной рабочей неделе мы в оплате ничего не потеряем. Мы же наращиваем объемы выпуска продукции.
Татьяна, экономист:
— Считаю, когда рабочий процесс налажен грамотно, то человеку не составит труда выполнять свои обязанности на протяжении полноценной рабочей недели. Но все чаще слышу от знакомых, работающих совершенно в разных сферах, жалобы на регулярные авралы, форс-мажоры, перегрузки и сверхурочную нагрузку. Волей-неволей начнешь в таких условиях мечтать о четырехдневной, а то и трехдневной рабочей неделе. Просто потому, что не хватает моральных и физических сил.
Анастасия, инженер:
— Не представляю даже, если на четыре рабочих дня перейдут, скажем, бюджетные организации. Тут и за пять-то рабочих дней не можешь выбрать время, чтобы вырваться с собственной работы к ним за какой-нибудь справкой или консультацией. А как быть, если они будут работать еще меньше?
Геннадий, строитель:
— Слышал, что кому-то и двух выходных много — люди не знают, чем себя занять в свободное время. А те, кто знает, специально выбирают себе работу со скользящим графиком. То есть, это и сейчас в принципе возможно — работать в том темпе, в котором нравится. Не думаю, что надо чесать всех под одну гребенку и массово сокращать или удлинять рабочую неделю.
Юрий Карпенко, менеджер по продажам:
— В Новой Зеландии одна крупная контора, не помню, как называется, в прошлом году ввела для офисных работников четырехдневную неделю. Так я читал, что там «объемы производства» (если так можно выразиться) не упали нисколько. И вообще люди только лучше трудиться стали, потому что успевают отдыхать и общаться с семьей. Eсли сработало там, почему не сработает у нас? Я бы попробовал. Тем более, хороший специалист со своей работой и за четыре дня справится, меньше будет чаи гонять.
Александр, юрист:
— Четырехдневная неделя? Отлично! Я, например, частенько хожу на работу в субботу и воскресенье: можно сделать побольше своей работы, пока в офисе нет коллег, все время нуждающихся в консультации и отвлекающих меня. А если бы их всех еще и в пятницу на работе не было!
Ольга, фельдшер бригады скорой помощи:
— Мы, как любая экстренная служба, всегда на посту. И работаем посменно. Выпала ли смена на субботу с воскресеньем или даже на 31 декабря, мы должны делать свое дело. Кроме нас некому. И таких людей в стране много — они лечат, защищают, обеспечивают бесперебойную подачу электричества, воды и тепла. Да хотя бы и продукты в магазине продают. Eсли посчитать, выйдет, что для половины страны без разницы — пятидневка или четырехдневка.
Надежда Прокопьева, оператор АЗС:
— Что бы там ни решили, меня это не касается. У меня и так рабочая неделя один-два дня. Мы работаем сутки через трое. Зарплата, конечно, символическая — чуть больше прожиточного минимума, зато времени свободного много. У меня мама старенькая, ей нужен уход и постоянный присмотр, так что ни о какой пятидневке и думать не приходится.
Eлена Пелевина, специалист ТОФМС по Тюменской области:
— Я с осторожностью отношусь к этой идее. С одной стороны, конечно, хочется больше времени проводить с детьми, заниматься домашними делами. Но если это повлечет за собой сокращение зарплаты, то овчинка выделки не стоит. Денег у большинства и так едва хватает на жизнь, тарифы растут, у многих кредиты. А то, что говорят, якобы, с переходом на четырехдневку повысится производительность труда, то это не факт. Кто подсчитывал разницу, какая производительность у тех, кто работает пять дней в неделю, а какая у тех, кто четыре дня?
Наталья Саламатина, парикмахер:
— Правда? Хотят, чтобы работали по четыре дня в неделю? Даже не знаю… А школы тоже будут по четыре дня работать? Просто у меня сестра учительница, так она и так жалуется, что не успевают детям всю программу дать. То карантины, то актированные дни, то какие- то учебные эвакуации посреди дня устраивают, срывают уроки. Мне- то все равно. Свой график я сама могу корректировать. Eсли устала, просто не беру запись на этот день и все. А так работаю шесть дней в неделю. Деньги-то нужны, все ведь дорожает с каждым днем.