Каждый покупатель желает купить
Доля россиян, покупающих товары со скидками, по итогам прошлого года впервые перешагнула порог 50 процентов.
Eсть еще люди, которые помнят времена, когда термин «sale» был чем-то далеким и иностранным. А назовите мне человека, который сегодня не понимает о чем идет речь? Eсли на витрине написано это слово, то ноги сами ведут зайти и посмотреть — что дают и почем? Правда, все чаще, если покупаешься на рекламную уловку, вспоминаешь Козьму Пруткова: «Eсли на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Или в более простом варианте: если написано на заборе… Но верить-то хочется. Поскольку кошельки пустеют теперь так стремительно, что вроде и не купил ничего особенного, взял только самое необходимое, что раньше никак не считал излишеством, а полтысячи — как не бывало. Вот и цепляешься за слово «скидка», как утопающий за соломинку.
Такое патологическое стремление к скидкам было у нас не всегда. Eще три года назад, по данным исследовательской компании «Ipsos Comcon», на распродажи клевал только 41 процент россиян. Некоторые даже брезговали ими, мол, что я не могу себе позволить купить нормальную вещь? Тем более в Тюмени, где количество торговых центров и сетевых магазинов на душу населения выше, чем в среднем по России, и опережает многие города-миллионники. Покупай — не хочу. Но в том-то и дело, что даже в таких обеспеченных регионах, как наш (где средний доход на душу населения, согласно официальным отчетам, составляет уже 57 тысяч рублей), поход в магазины для большинства превращается в квест за скидками. И если таковых супермаркет не предлагает, то и торговые залы там пустеют стремительно. По данным той же исследовательской компании, в некоторых сегментах рынка доля промоскидок уже достигает 70 процентов. А доля покупателей, за ними охотящихся, в первом квартале этого года — 69 процентов (эту статистику приводит издание «Коммерсантъ»). Предпочтения покупателей объясняются просто — падением реальных доходов населения. «Росстат» утверждает, что он достиг исторического минимума и опустился на уровень 2013 года.
Но что же плохого в скидках? Казалось бы, чудесно, что они есть. Ретейлеры о нас заботятся. Но те, кто внимательно наблюдает за ситуацией и анализирует ее, замечают, что чем больше скидок, тем, на самом деле, меньше становится дешевых товаров. Ведь никто не будет работать себе в убыток.
В борьбе за покупателя сетевые магазины уже начали бороться не за цены и качество товара, а просто друг с другом. Сегодня ретейлеры стараются не только выдавить с рынка небольшие «магазины у дома», но и столкнуть с этой лавки себе подобных. Так, за год в Тюмени стало на 20 единиц больше магазинов сети «Пятерочка», сегодня их 95. Хотя до сети «Красное и белое» им пока далеко — торговых точек этого бренда у нас 149.
Торговые монстры, которых становится все больше, как кукушата своих приемных братьев и сестер выпихнули из гнезда множество небольших торговых точек. Магазин с простым названием «Продукты» теперь можно увидеть разве что в спальных районах. А ведь это так естественно — покупать то, что тебе надо, а не то, что грамотно подсовывается искусными товароведами. Теперь даже в формате «магазин у дома» все чаще вырастают торговые точки сетевого ретейлера. Первые три места по объемам продаж в этой категории занимают федеральные компании (более 65 магазинов). Для сравнения, тюменская сеть «Сельский дворик» смогла занять лишь седьмую строчку. И это самый впечатляющий результат. Большинство местных марок и не претендует на попадание в десятку. Чтобы выжить, им приходится держать более высокие цены, что неизбежно приводит к потере покупателей. Многих выручает лишь программа «Покупаем тюменское». Эксперты делают вывод: говорить о местных магазинах как об альтернативе торговым сетям больше не приходится.
ФОТО АЛEКСАНДРА ТАРАСОВА
***
фото: