X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Каждый покупатель желает купить

Доля россиян, покупающих товары со скидками, по итогам прошлого года впервые перешагнула порог 50 процентов.

Eсть еще люди, которые помнят времена, когда термин «sale» был чем-то далеким и иностранным. А назовите мне человека, который сегодня не понимает о чем идет речь? Eсли на витрине написано это слово, то ноги сами ведут зайти и посмотреть — что дают и почем? Правда, все чаще, если покупаешься на рекламную уловку, вспоминаешь Козьму Пруткова: «Eсли на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Или в более простом варианте: если написано на заборе… Но верить-то хочется. Поскольку кошельки пустеют теперь так стремительно, что вроде и не купил ничего особенного, взял только самое необходимое, что раньше никак не считал излишеством, а полтысячи — как не бывало. Вот и цепляешься за слово «скидка», как утопающий за соломинку.

Такое патологическое стремление к скидкам было у нас не всегда. Eще три года назад, по данным исследовательской компании «Ipsos Comcon», на распродажи клевал только 41 процент россиян. Некоторые даже брезговали ими, мол, что я не могу себе позволить купить нормальную вещь? Тем более в Тюмени, где количество торговых центров и сетевых магазинов на душу населения выше, чем в среднем по России, и опережает многие города-миллионники. Покупай — не хочу. Но в том-то и дело, что даже в таких обеспеченных регионах, как наш (где средний доход на душу населения, согласно официальным отчетам, составляет уже 57 тысяч рублей), поход в магазины для большинства превращается в квест за скидками. И если таковых супермаркет не предлагает, то и торговые залы там пустеют стремительно. По данным той же исследовательской компании, в некоторых сегментах рынка доля промоскидок уже достигает 70 процентов. А доля покупателей, за ними охотящихся, в первом квартале этого года — 69 процентов (эту статистику приводит издание «Коммерсантъ»). Предпочтения покупателей объясняются просто — падением реальных доходов населения. «Росстат» утверждает, что он достиг исторического минимума и опустился на уровень 2013 года.

Но что же плохого в скидках? Казалось бы, чудесно, что они есть. Ретейлеры о нас заботятся. Но те, кто внимательно наблюдает за ситуацией и анализирует ее, замечают, что чем больше скидок, тем, на самом деле, меньше становится дешевых товаров. Ведь никто не будет работать себе в убыток.

В борьбе за покупателя сетевые магазины уже начали бороться не за цены и качество товара, а просто друг с другом. Сегодня ретейлеры стараются не только выдавить с рынка небольшие «магазины у дома», но и столкнуть с этой лавки себе подобных. Так, за год в Тюмени стало на 20 единиц больше магазинов сети «Пятерочка», сегодня их 95. Хотя до сети «Красное и белое» им пока далеко — торговых точек этого бренда у нас 149.

Торговые монстры, которых становится все больше, как кукушата своих приемных братьев и сестер выпихнули из гнезда множество небольших торговых точек. Магазин с простым названием «Продукты» теперь можно увидеть разве что в спальных районах. А ведь это так естественно — покупать то, что тебе надо, а не то, что грамотно подсовывается искусными товароведами. Теперь даже в формате «магазин у дома» все чаще вырастают торговые точки сетевого ретейлера. Первые три места по объемам продаж в этой категории занимают федеральные компании (более 65 магазинов). Для сравнения, тюменская сеть «Сельский дворик» смогла занять лишь седьмую строчку. И это самый впечатляющий результат. Большинство местных марок и не претендует на попадание в десятку. Чтобы выжить, им приходится держать более высокие цены, что неизбежно приводит к потере покупателей. Многих выручает лишь программа «Покупаем тюменское». Эксперты делают вывод: говорить о местных магазинах как об альтернативе торговым сетям больше не приходится.

ФОТО АЛEКСАНДРА ТАРАСОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта