Рэп под присмотром прокуратуры
Концерт рэпера Face в «Байконуре» прошел в присутствии сотрудника прокуратуры. Перед началом выступления исполнителя еще раз предупредили: со сцены не должна звучать нецензурная брань, а также — никакой пропаганды наркотических веществ и прочей чернухи.
Потому что концерт был промаркирован значком 16+ и в зале полно несовершеннолетних. Но Face не растерялся: объявил слушателям, что им-то материться никто не запрещает. И подростки радостно цитировали без цензуры заученные наизусть тексты рэпера. Этого лично им, и правда, запретить никто не мог. В данном случае — все вопросы к родителям, которых в концертном зале не было.
— На самом деле, родителей, которым не безразлично, как организуется досуг детей, — немало, — говорит по этому поводу Светлана Ильиных, помощник областного прокурора по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних. — Именно от них мы чаще всего получаем сообщения о нарушении закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Вот и о приезде рэпера, который эпатирует публику своими текстами, в надзорное ведомство сообщили представители родительского комитета. Они настаивали, что возрастной ценз концерта надо повысить до 18 лет, запретив пускать на выступление подростков. Но из песни, точнее — из 436-го закона, слов не выкинешь. Он предполагает, что организаторы мероприятий вправе самостоятельно устанавливать ценз. И ответственность за несоответствие реального положения дел маркировке они понесут только в том случае, если их поймают за руку. Ну или на слове — как пытались сделать с рэпером.
Эту тему обсуждали вчера на обучающем семинаре, куда пригласили организаторов зрелищных мероприятий. В качестве ведущих и экспертов выступили областной детский омбудсмен Андрей Степанов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Лариса Невидайло, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе, социального центра «Семья», прокуратуры и управления Роскомнадзора.
Помощник областного прокурора Светлана Ильиных рассказала собравшимся: с 1 октября вступят в силу поправки в Федеральный закон N 436, согласно которым устроители различных мероприятий будут обязаны не только устанавливать возрастной ценз, но и проверять документы посетителей. Чтобы удостовериться, сколько им лет. То же самое — и для продавцов информационной продукции, среди которой есть материалы 18+. Так что подростку, собравшемуся, скажем, в кинотеатр, надо будет взять с собой удостоверение личности. Прокуратура намерена следить за исполнением нового требования.
Роскомнадзор, в свою очередь, следит за тем, чтобы средства массовой информации не анонсировали те или иные мероприятия без указания маркировки.
— Eсли организатор не указал маркировку, то СМИ должны настоять, чтобы он это сделал, либо отказаться размещать информацию. В противном случае, ответственность понесет редакция, — сказал заместитель руководителя управления Роскомнадзора Руслан Джумасов.
Он подробно рассказал также, о чем — согласно действующему законодательству — можно рассказывать детям какого возраста. Критерии маркировок 0+, 6+, 12+ и 16+ есть в свободном доступе. Однако, уточнил Руслан Сейтпекович, если организаторы сомневаются, что сумеют самостоятельно определить возрастной ценз, — могут обратиться в центр «Семья». Там есть специалисты, которые уполномочены проводить соответствующую экспертизу информационных материалов. Экспертиза — платная и может занять до 30 дней, однако гарантирует заказчику, что к нему точно не будет вопросов со стороны правоохранительных органов и бдительных родителей.
Впрочем, чаще всего несоответствующую маркировку на афишу организаторы ставят не по незнанию, а по умыслу.
Потому что понимают: их аудитория — это как раз бунтующие любознательные подростки, говорит Андрей Эдуардович. Среди взрослых не так много людей, готовых слушать ничего из себя не представляющих рэперов.
А вот психике ребенка их пропаганда может нанести непоправимый урон, считают специалисты по вопросам детства. Да, от запретного еще никого полностью оградить не удавалось. Но когда взрослый человек со сцены говорит, что все запретное — можно, это уже совсем другой уровень опасности.