Из города в город без остановок
На федеральных дорогах области около 400 остановок для междугородных автобусов. Из них 45 уже ликвидированы. Нависла угроза и над остальными.
— Пока мы сидим и разговариваем, на федеральных трассах дорожники одну за другой убирают автобусные остановки. И мы ничего не можем сделать, — с такого шокирующего заявления начал выступление Андрей Чистяков, заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области, на координационном совете союза автотранспортников Уральского федерального округа.
На прошлой неделе, собравшись в ПАТП-2, представители автотранспортных предприятий Тюменской, Курганской и Челябинской областей обсуждали тему, беспокоящую сейчас автотранспортные предприятия. Быть или не быть автобусным остановкам на федеральных трассах?
Звучит абсурдно. Междугородные автобусы будут ходить без остановок? Кому такая блестящая идея пришла в голову? Оказывается, чиновникам из Федерального дорожного агентства. И не со зла, не подумайте. Из лучших побуждений. С заботой о людях. Точнее, об их безопасности. Главное, строго следовать букве закона (или тому, как ее понимать). Остальное — неважно. Вот в аэропорту Шереметьево, например, после злополучной жесткой посадки самолета дополнительные силы МЧС не сразу пустили на полосу. А все потому, что служба безопасности блюла методические рекомендации. Вот и сейчас дорожники, следуя разработанным в Минтрансе циркулярам, утверждают, что на каждой междугородной автобусной остановке нужен «карман», павильон, освещение, биотуалет и надземный переход. Написано, значит, так и должно быть.
— Остановки на региональных и межмуниципальных маршрутах тревоги не вызывают, проблемой остаются федеральные дороги, — подчеркнул Андрей Чистяков. — По мнению дорожников, на трассах федерального уровня простой пешеходный переход невозможен — нужен надземный. Затраты на один такой объект — 55 млн рублей. Цифра запредельная. Но диалог не выстраивается. Мы не можем даже включить остановки в схему движения — дорожники не согласовывают. Их лозунг: «Нет остановкам на федеральных дорогах». И ссылаются на федеральный закон, мол, там написано, что междугородные перевозки должны быть от автовокзала до автовокзала. Как альтернативу предлагают строить разворотные площадки внутри населенных пунктов. Но затраты и, соответственно, тарифы тогда резко возрастут. Не избежать и недовольства людей, которые потеряют время и деньги. Начнется колоссальный отток пассажиров.
Eсли отдаленный населенный пункт отрежут от связи с областным центром, куда люди пойдут жаловаться? До Федерального дорожного агентства не достучаться. Конечно, пойдут к губернатору или главе муниципалитета, считает Александр Дробот, начальник областного управления госавтодорнадзора. Ведь в ФЗ N 131 говорится, что за организацию пассажирских перевозок отвечает орган местного самоуправления.
— Руководители пассажирских предприятий изо всех сил бьются за остановочные пункты, а люди почему- то молчат, — недоумевал Юрий Калинин, представитель Курганской области. — Может, они уже никому не верят? Или просто пользуются «BlaBlaCar», машины-то останавливаются всегда и везде? И не нужен надземный переход для двух человек. В Курганской области уже есть один такой. Рядом — ни одного населенного пункта. А биотуалет поставили. Дорожники говорят: «Либо мы будем делать так, либо — никак».
Представители автотранспортных предприятий один за другим рассказывали о безрадостной картине, складывающейся в междугородных пассажирских перевозках в регионах. И разводили руками от бессилия. В Минтрансе их не слышат.
— Какие-то чиновники посчитали, что надо 55 млн рублей на одну остановку. А нет денег — нет и автобуса. Только что будет делать бабушка, для которой он был единственной возможностью выбраться из деревни? — недоумевал другой представитель Курганской области. — Пассажирские перевозки в районах и так почти умерли, хотят похоронить и между городами? Чиновники в Минтрансе должны были просчитать, чем их «улучшения» обернутся. Страдают-то люди. Все якобы ради их безопасности. Но получается как-то не по-человечески.
Руководители автотранспортных предприятий трех регионов были единодушны: пока не поздно, надо бить во все колокола, обсуждать проблему на всех уровнях. Писать письма в Госдуму, в Генпрокуратуру. И обращаться к общественности. На то, что люди проснутся и скажут свое слово, — последняя надежда.
***
фото: Так должны выглядеть надземные переходы рядом с остановками на федеральных трассах.